Базовый курс
по работе с психологическими картами
("1000 идей", "1000 дорог", "1000 жизней")

Обновленная версия (в подходе 5D).
1. Проекция и ассоциация - механизмы работы психологических карт. Принцип синхронии Юнга.
2. Сознательное и Бессознательное в структуре психики.
3. Психологические карты. Особенности каждой колоды. Отличие от других карт.
4. Ограничения при работе с психологическими картами.
5. Принципы и правила работы с картами.
6. Основы консультирования: как работать с клиентом с помощью психологических карт.
7. Клиентский запрос.
8. Что такое "Квантовая психология" и подход 5D-измерения
Специальный видеоурок
Квантовая психология: что такое подход 5D реальности


Дополнения к спецуроку
Книги-Руководства к колодам
(кликаем, чтобы "развернуть")
Базовое руководство 1000жизней
Базовое руководство 1000дорог
Базовое руководство 1000идей
Дополнительно к колоде "1000 идей" Техники креативности
Упражнения и полезные ссылки
(кликаем, чтобы "развернуть")
Описание упражнений из 3 урока курса здесь

Упражнения от компании "1000 идей" из группы Вконтакте по ссылке

Психологический портал компании со статьями, техниками здесь
Дополнительные упражнения
от компании "1000 идей"
Упражнение "Семь советов для здоровья"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Вступление:

Из каких же слагаемых состоит здоровье человека? Вкратце, их выделяют всего три:
- телесная составляющая,
- социальная составляющая,
- духовная составляющая.

Ответьте сами и попросите клиента(ов) поразмышлять над вопросами:

Можно ли назвать здоровым человека, который все время ссорится с окружающими его людьми?
Можно ли назвать здоровым человека, который все время пребывает в дурном настроении?
Можно ли назвать здоровым человека, которому не интересно и непонятно ничего, кроме бесконечного и механического удовлетворения своих базовых потребностей?

Поразмышляв над этими вопросами, подведите своих клиентов к следующему к выводу.
Здоровье человека складывается из:
здорового тела,
здоровых поступков в обществе и мире, в целом,
здоровых мыслей.

Но, главное, в чем состоит секрет здоровья: Вы можете начать с любого из трех пунктов! Следование одному пункту неизбежно начнет «подтягивать» за собой и другие.

Расклад:

Все карты случайно, неосознанно

1. Совет о том, как можно добиться телесного здоровья:

1 карта из «1000 жизней» - Какая «маска» принесёт мне энергию, бодрость, исцеление?
1 карта из «1000 дорог» - Какие действия, в какой сфере?

2. Совет о социальном здоровье (отношения с другими):

1 карта из «1000 жизней» - Какая «маска» принесёт мне признание, любовь, связи?
1 карта из «1000 идей» - Какую стратегию поведения мне выбрать?

3. Совет о духовном здоровье:

1 карта из «1000 жизней» - Через какую роль, какие качества личности мне необходимо реализоваться в данный момент жизни?
1 карта из «1000 дорог» - В какой сфере это принесет мне успех? Куда мне «идти»?
1 карта из «1000 идей» - Как мне «идти»?

Примечание:
можно использовать на каждую позицию все три колоды "1000 жизней", "1000 дорог" и "1000 идей" - для увеличения поиска своих ресурсов.

Тогда получится 12 карт вместо 4, если брать только одну какую-то колоду.


Авторские упражнения
Дулькиной Елизаветы

Упражнение "ИСТОРИИ О ЛЮБВИ"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Подходит как для индивидуальной работы, так и для групповой.

1. Предлагаем клиенту выбрать случайно двух героев своей истории - из колоды "1000 жизней" - и затем распределить, кто из них будет герой мужского пола, а кто - женского.

2. Из колоды "1000 дорог" также случайно клиент достает 5 карт (можно и 3, если мало времени). Это 5 эпизодов его будущей истории.

3. Теперь мы предлагаем клиенту выстроить эпизоды так, как ему нравится, и сочинить свою историю о любви двух героев ("1000 жизней") - с зачином, кульминацией и финалом.

Упражнение через сказкотерапию хорошо диагностирует установки клиента по теме отношений, как клиент воспринимает образы мужчины и женщины, их взаимодействия.

Пример: у меня был один клиент, который "ради смеха" сочинил для своих героев так называемую временную петлю, что героиня его истории постоянно убегает, а герой - бежит за ней... Надо ли говорить, что это очень четко отражено и в жизни этого молодого человека и в отношениях с женщинами? Ему больше нравится "бегать", чем выстраивать сами отношения.

Видеозапись рассказа о данном упражнении с интенсива здесь.
Упражнение "ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Подходит как для индивидуальной работы, так и для групповой.
Упражнение основано на моей статье.

1. Прежде чем делать расклад, мы рассказываем о идее на тему этапов своему клиенту.

Отрицание - это те качества нашего характера, нашего тела и внешности, которых мы либо стесняемся, либо боимся, либо чувствуем себя за это виноватыми и даже прокаженными. Отрицание всегда очень мощное и связано именно с какой-то самозащитой.

Гнев. Или внутренняя борьба. Это то, что мы как раз не отрицаем, а видим, замечаем и активно пытаемся исправить, изменить, победить. Гнев и раздражение могут быть на то, что мы родились в конкретном месте (стране, регионе), в конкретное время (век, эпоху), в конкретной семье и конкретного пола, телосложения, темперамента и т.д.

Торг. Это про то, что мы привлекаем внимание к себе, будучи или "хорошей девочкой"/"хорошим мальчиком", или "плохой"/"плохим". В общем это тактика поведения, наша маска, Персона - то, что нас бережёт и в то же время привлекает других к нам.

Депрессия. Та наша "маска", из-за которой мы остаёмся без сил, "выжатыми как лимон". Или то наше состояние, из-за которого мы грустим и печалимся. Или разочарование, что предыдущие тактики - отрицание, борьба и попытка быть Другим Несобой - черт подери, не работают. В общем это то, что высасывает из нас энергию, что превращает нас в "ничего-не-хочух".

Принятие. А это вот как раз тот самый "рассвет" после "самого тёмного времени суток". Глоток воздуха, когда оттолкнулся от самого дна и выплыл. Сам. Не потому что кто-то кинул спасательный круг. Не потому что утонул и твоё тело всплыло. А потому что обнаружил, что всегда умел плавать, просто забыл. И стиль плавания у тебя свой индивидуальный.
Это ресурс нашей личности, тот самый "дирижер", которые поможет принять и все предыдущие 4 состояния/маски.

2. Используем карты "1000 жизней" - просим клиента случайно достать по карте на каждый пункт:
- отрицание
- гнев
- торг
- депрессия
- принятие

Теперь просим клиента растолковать значения карт в зависимости от выпавшего "поля".

Внимание! Эти "этапы" можно также использовать в отношении принятия другого человека. Например, мужа/жены. Тогда отрицание - то, чего я не хочу в нем/ней замечать и о чем рассказывать другим (стыжусь в т.ч.), гнев - то, с чем активно в нем/ней борюсь, торг - то, что в нем/ней поддерживаю (н-р, делаю комплименты, взращиваю, культивирую это поведение в партнере), депрессия - то, из-за чего мне грустно, принятие - то, что помогает принимать.

Видеозапись рассказа о данном упражнении с интенсива здесь.
Упражнение по психосоматике и РПП "Толстая Я" или "Я в болезни"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Внимание! Название упражнения выбрано условно, клиентам лучше его не называть по этическим причинам.

Упражнение подходит для любых запросов по теме "есть проблема, но не знаю, почему никак не решается вопрос" (потому что нам надо узнать выгоды из бессознательного клиента).

1 Осознанно:
Первая позиция (первый ряд) из 1 карты - "Клиент сейчас" (или "толстая (болеющая) Я") - «1000 жизней»
Второй ряд из 3 карт - "Как я выгляжу со стороны" (естественно, это как клиенту кажется, как его видят со стороны близкие, это его проекция) - «1000 жизней»
Третий ряд из 3 карт - "Как чувствую себя, когда остаюсь один/одна" - «1000 дорог»

2. Случайно (в закрытую):
Позиция кладётся напротив 1 карты, где "клиент сейчас" - это "Преимущество быть таким/такой, как сейчас" (толстой или болеющей) - «1000 жизней»
Напротив второго и третьего ряда вытягиваем карты:
"Причины, по которым я боюсь быть стройной (здоровой)"
и "Мои страхи, тайные потребности и желания, которых я опасаюсь, став стройной/здоровой"
- «1000 жизней» и «1000 дорог»

Получается, что в вашем раскладе с левой стороны лежит 7 карт, выбранных клиентов осознанно, а напротив - с правой стороны - такие же 7 карт, вытянутые случайно.

Таким образом, у вас и у вашего клиента складывается общая картинка, почему болезнь (или рпп) являются для его психики выгодным состоянием, от чего защищают - после этого расклада хорошо начинать уже конкретную работу по коррекции и терапии.
Становится яснее, в какую сторону двигаться и где ключевая проблема: самооценка, отношения, экзистенциальные вопросы о смысле жизни и т.д.
Упражнение по психосоматике "Что я терплю"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Техника для упражнения с картами взята у психолога Ирины Палкиной-Пых. Она объясняет, что составление списка "что я терплю" с клиентом помогает распознать причину, по которой обычно начинается психосоматическое заболевание и/или депрессия.

Работа ведётся с колодой "1000 дорог" и полностью осознанно, в открытую.

1 этап - предлагаем клиенту сосредоточиться и выбрать из колоды все карты, которые отражают его чувства по теме "что я терплю в данный момент своей жизни".

2 этап - из отобранных ранее карты мы предлагаем сделать две стопки карт,
где 1 стопка - "что я терплю и буду терпеть, потому что..." - и мы предлагаем клиенту вслух называть эти причины "потому что...",
где 2 стопка - "что я терплю и не хочу терпеть"

3 этап - из отобранных ранее карты "что я терплю и не хочу терпеть" мы снова сортируем стопки,
где 1 стопка - "что я терплю и не хочу терпеть и знаю, как изменить..." - и просим рассказывать, как он собирается это менять,
где 2 стопка "что я терплю и не хочу больше терпеть, и не знаю, как изменить" - это и будет та стопка, в которой обычно скрыты причины психосоматического заболевания.

Как и в упражнении выше, теперь мы с вами и с клиентом вместе сможем выстроить дальнейший план по психокоррекции.

Да, может оказаться, что этой стопки не будет вообще! Тогда следует обратить внимание на "что я терплю и не хочу терпеть и знаю, как изменить..." - возможно, что некоторые стратегии оттуда являются неэффективными.

В целом упражнении хорошо помогает "вернуть" клиенту осознанность и веру в свои силы. К тому же мы получаем из этого упражнения гораздо больше информации, чем клиент рассказал бы нам сам о себе, своей жизни и болезни на первых порах. Стимулы карт позволяют максимально выговориться клиенту и вербализировать проблемы и трудности.
Алгоритм создания собственного расклада
Алгоритм
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
1. Определяем основные компоненты расклада. Под компонентами мы понимаем как действующих лиц (например, в вопросах, касающихся семейных взаимоотношений, основными «компонентами» расклада станут члены семьи клиента – он сам, фигура его партнера, дети, родители и т. д.), так и любые другие составляющие проблемы или ситуации (препятствия на пути к цели, этапы ее достижения, необходимые ресурсы и т. п.). Это самый сложный этап, так как для того, чтобы верно «разложить» клиентский запрос на фигурантов или составляющие проблемы, требуется немало опыта. От того, насколько хорошо специалист справится с этой задачей, напрямую зависит и эффективность готового расклада.

2. После этого выбираем форму расклада. В этом случае наш выбор зависит от личности клиента и его запроса, а также от фантазии и эрудированности специалиста. Например, для подростков подойдут сюжетные расклады. Их мышление пока еще ближе к детскому – образному, метафоричному. Взрослым же проще всего интерпретировать карты во временных и матричных раскладах. Расклады с участием действующих лиц одинаково подходят для работы как с детьми, так и со взрослыми. Последние, кроме того, проще всего проводить спонтанно, без предварительной подготовки. Достаточно выбрать карты-персоны, которые будут символизировать участников конфликта или проблемной ситуации, и попросить клиента рассказать о них.

3. Продумайте динамику расклада. Хотя сам по себе расклад и статичен, тем не менее, работа с ним – процесс динамичный. Клиент либо проходит какой-то путь, поэтапно анализируя каждую из выложенных карт (чаще всего анализ проводится в определенном порядке), либо осуществляет какие-либо взаимодействия между картами-персонами (они могут вступать в диалог, высказываться со своей позиции, противостоять друг другу и взаимодействовать).

4. Предоставьте клиенту возможность самостоятельно интерпретировать или даже менять свой расклад. В отличие от прогностических раскладов с картами Таро, где место каждой карты фиксировано и не подлежит изменению, в психологических раскладах клиент выступает активным участием и даже соавтором. Спросите у него, что бы ему хотелось добавить в ваш расклад (вероятно, появятся новые, знаковые для него позиции карт), что можно было бы убрать (возможно, этот аспект проблемы для него неактуален), что модифицировать.

5. Давайте альтернативные варианты. Не забывайте, что главная цель психологического расклада – прояснить клиенту проблемную ситуацию, дав ему возможность взглянуть на нее со стороны и увидеть, таким образом, варианты ее разрешения, которые до этого были для него неочевидны. Но далеко не всегда в раскладах выпадают хорошие карты. Если принимать во внимание феномен синхроничности по К. Г. Юнгу, то это можно рассматривать не как случайность, а как повод к размышлению, к более глубокому анализу. Тем не менее, не все клиенты на данном этапе работы оказываются готовы к тому, чтобы в «плохом» видеть хорошее. При этом работа с клиентом всегда должна завершаться на положительной ноте. Чтобы избежать негативного осадка, имейте про запас одну-две карты на «хорошие» позиции. Эти карты можно выкладывать в закрытую вместе с основной, а затем при необходимости, если клиент не может трактовать основную в положительном ключе, открывать и интерпретировать дополнительные карты.
БОНУСЫ!!!
1 бонус:
Продвижение консультантов
Запись вебинара весны 2020 года для учеников
2 бонус:

Бесплатные онлайн-курс для специалистов помогающих профессий от компании "1000 идей"
Стать игропрактиком!
Обучение на курсе - онлайн или в Саратове (действует скидка при наличии у вас своих колод)