научная статья
ВЕСТНИК НАУЧНОГО-СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СГУ ИМ. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
КОНФОРМИСТ КАК ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ

на примере анализа повести "Тихая Лена" Г.Стайн
Под социализацией мы подразумеваем процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром (Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006).

В сущности процесса социализации существует внутреннее противоречие между степенью приспособленности человека к обществу и степенью его же обособления от общества. Тогда любого человека мы можем рассматривать не только как субъект и объект социализации, но и как её жертву, в той или иной степени. Например, конформиста — человека, полностью приспособившегося к обществу и не способного в определенной мере противостоять ему.
…Так и Лена Майнц, привезенная из Германии своей тетушкой в Бриджпойнт, Америку, не смогла противостоять мнению других людей, а точнее так и не смогла взять на себя ответственность за собственную судьбу, неслучайно и название повести «Тихая Лена». Итак, как же именно сложилась её судьба и почему мы считаем эту девушку жертвой?
Следует оговориться, что из текста повести мы не знаем, когда именно происходят события, но смеем предположить, что это начало 20 века.
Что мы можем сказать о детстве Лены? О ее взаимоотношениях в родном доме, о том, как к ней относились в семье, как ее воспитывали родители? А знаем мы лишь только, что семья Лены была большой, как пишет Г. Стайн:
«восемь человек детей, и пять из них, из восьмерых, были девочки. <…> Лена была вторая по счету девочка в этой большой семье. <…> Лена была в семье не самая-самая. Она всегда была вроде как в полудреме и не здесь. Работница она была хорошая и безотказная, но даже и доброй работой разбудить ее не было никакой возможности».
И вот, когда девушке исполнилось 17 лет, к ним приехала погостить ее тетя, миссис Хейдон, которая со всей присущей ей заботливостью и добротой, желанием как лучше, придумала забрать Лену к себе в Бриджпойнт, дать ей «шанс»:
«Лена могла бы сперва пойти куда-нибудь в прислуги и научиться по хозяйству, а погодя, когда войдет в возраст, миссис Хейдон нашла бы ей хорошего мужа. И потом, Лена была такая тихая и скромная, что никогда не станет делать на свой лад. И потом еще, миссис Хейдон при всей своей суровости была мудрая, и она чувствовала, что в Лене что-то есть».
А что же сама Лена? Хотела ли она перемен в свои-то 17 лет?
«Лена хотела уехать с миссис Хейдон. Лене в Германии не очень нравилось. И дело было не в тяжелой работе, а в грубости. В здешних людях не было обхождения, и мужчины, развеселясь, делались буйные и тогда принимались лапать ее и отпускать грубые шуточки. Они были славные люди, но все это было как-то неприятно и нерадостно. По правде говоря, Лена и сама не очень понимала, что ей в Германии не нравится. И не очень понимала, почему она все время как в полудреме и не здесь. Она не знала, будет ли там, в Бриджпойнте, как-то иначе»…
Франсис Пикабиа. Портрет Гертруды Стайн. 1937. Частное собрание. Courtesy Concept Art Gallery, Pittsburgh, 2012. © Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP, Paris
А что же родители? О них конкретно нет ли слова, только лишь пометка, как бы на полях, что «все хотели, чтоб поехала Лена», ведь тетя могла увезти любую из пяти девочек.
Так перед нами вырисовывается картина событий: Лена, не совсем знающая жизнь, не мечтающая, но и не приземленная, вечно в той самой «полудреме», тихая и терпеливая, совсем молоденькая, отправляется совсем в чужую страну — да что там! — на другой континент, в Америку, со своей тетей миссис Хейдон, которая решила дать ей «шанс»…
Тетя приезжала не одна, а со своими дочерьми, которые «только-только стали барышни, так что выдать племянницу, Лену, замуж — была поэтому для миссис Хейдон главная забота». И как же они отнеслись к Лене? Для начала скажем, что вся затея-поездка в Германию сразу не вызвала у них особого интереса. Более того, они считали себя выше всей этой немецкой родни, никого не могли терпеть и поражались, как вообще мать может общаться с этими людьми! А уж как они не хотели, чтобы миссис Хейдон вообще связывалась с этой родней! Стоит ли удивляться, что им «было как против шерсти, что мама взяла с собой Лену. Им не хотелось, чтоб у них была двоюродная сестра, которая ничем не лучше ниггера»… Но смелости сказать все матери они не имели, так что им только и оставалось, что ненавидеть Лену. По-тихому.
«Лене в пути было очень плохо. Она думала: всё, еще и не доедут, а она умрет. Ей было так плохо, что даже не было сил жалеть, что поехала. Есть она не могла, стонать не могла, а только была вся белая и напуганная до смерти и думала, вот-вот она умрет. Она ни совладать с собой не могла, ни сама за собой ухаживать. Просто лежала, где положили, бледная и напуганная, и слабая, и больная, и уверенная, что вот-вот она умрет».
Такое состояние героини еще повториться. Но об этом позже. Сейчас же стоит сказать, что это, на наш взгляд, самое важное место во всей повести. Именно здесь обнажается душа Лены: как эта девушка вообще относилась к себе, своей жизни, как она боролась за себя и свою жизнь. Никак. Ее характеристика «тихая» происходит именно от этого. Она была тихой, кроткой, потому лишь, что боялась всего и сразу. Но главное — боялась заглянуть в себя. У этой девушки, как мы видим в повести, ни разу не было моментов саморефлексии. Она ни разу не обратилась к себе, не задумалась, чего она хочет, а чего — нет. И именно на этом играли все окружающие ее в дальнейшем люди. На том, что она не имела собственного мнения. Кроме лишь того мнения, видимо, что ей не полагается это самое собственное мнение. Выросшая в большой — немаловажно, немецкой! — семье, в ней не было и доли сомнения правильно ли то, что говорят другие. Да и зачем? Как мы знаем, она всегда была как бы не здесь, как бы в полудреме. А когда ты в полудреме, то не понимаешь, реально ли происходящее, тогда тебе и не хочется думать, размышлять, ведь вдруг это настоящее окажется нереальным…
Так и что же было дальше, после корабля? А дальше было вот что: Лена стала работать прислугой, как этого и хотела тетя:
«Место Лене попалось очень хорошее. Там была хозяйка, приятная и не слишком строгая, и детишки, и Лена им всем была по душе. Там была еще кухарка, которая часто бранила Лену, но терпеливая немка Лена не слишком от этого страдала, к тому же добрая женщина, хоть она была и нудная, бранила Лену, в общем, для ее же пользы».
Когда же Лена выходила гулять в парк с младшенькой, то виделась с другими девушками, собиравшимися в парке гулять с детьми. Они были не прочь подшутить над Леной, из-за чего у нее от этого внутри «свербело, но не сильно».По выходным воскресеньям Лена ездила к тете. Она не совсем понимала, зачем ей ездить, но раз уж было так надо, то она ездила. Не задумываясь… У тети никто ее не любил. Младшая сестра и мистер Хейдон считали Лену глупой, избалованный матерью врунишка брат «вел себя с ней безобразно». Только миссис Хейдон проявляла интерес к судьбе Лены. Она также звала ее на вечеринки, где знакомила с разными «немецкими мамашами» и «говорила, какая Лена расчудесная». И в течение четырех лет, как Лена жила в Америке, миссис Хейдон все-таки нашла ей подходящую партию — портного, американского немца, работающего у своего отца Германа Кредера, «человека мягкого и робкого десятка», во всем слушающего отца с матерью. Но… Вопреки тому, что миссис Хейден и родители Германа договорились обо всем и назначили свадьбу, сам Герман не горел желанием жениться, пусть и выполнял обычно волю отца и матери. И… он сбежал накануне свадьбы к своей сестре в Нью-Йорк. Конечно, отец все равно его нашел и уговорил жениться, но каково было нашей тихой Лене, когда она поняла, что подвела тетю, что ее, Лену, «бросил жених», что «для девушки позорное пятно и для любой порядочной семьи, и тут уже ничего не поделаешь»… Ей пришлось выслушать всю тираду-обвинение от тети, хотя она была привыкшая к тому, чтобы ее критиковали. А точнее она просто была в полудреме, так что не очень-то и воспринимала происходящее. Она просто знала сейчас, что ее бросили и что это нехорошо… Лену утишали и те девушки из парка, которые любили шутить над ней и которые, пользуясь добротой и безотказностью Лены, брали у нее часто взаймы и не отдавали… Но Лена была всегда как бы не здесь, так что она этого попросту не замечала. Она не замечала и того, что не очень-то понимала, нужно ли ей замуж. Она снова, да, снова не понимала, хочет ли совершать серьезную перемену в своей жизни. Она просто повиновалась воле тети, плыла по течению, отдала ответственность за судьбу в чужие руки…
Лена вышла замуж. Общаться с девушками из парка она перестала, тетя считала свой долг перед ней выполненным, так что тоже очень редко появлялась. Они с Германом стали жить у его родителей. Теперь ее бранила и критиковала миссис Кредер, что поначалу было Лене ново и она становилась «напуганной и прибитой». Но после одного важного для молодой семьи события, рождения ребенка, Лене было уже «все равно»…
«Бедная Лена не чувствовала никакой радости от того, что у нее будет маленький. Она была напугана так же, как тогда, на пароходе. Чуть где заболит, и она уже пугалась. Она была напуганная, и вялая, и как примороженная, и ей казалось, что вот-вот она умрет. У Лены не было столько сил, чтобы терпеть и быть сильной, когда все так плохо, она только и могла, что сидеть, вся такая напуганная, и вялая, и примороженная, и ей казалось, что вот-вот она умрет. <…> Она какая была, пока ждала ребенка, такая и осталась. Слонялась туда-сюда, и одевалась как попало, и была как в воду опущенная, и делала все, да и вообще жила будто совсем ничего не чувствует. По дому она все делала как полагается, ее по-другому то и не научили, но сама была как неживая. <…> Она теперь только и держалась, что на домашней работе, и ходила вечно растрепанная, и замызганная, и снулая, и как неживая. И, по Лене, такая жизнь была ничуть не лучше, чем вообще с тех пор, как вышла замуж».
При этом нельзя сказать, что Лена жаловалась на судьбу. Нет. Она молча тянула свою лямку, не желая ничего менять. А главное — свой взгляд на себя и мир. Ей это было незачем. Ей ответственность за себя была непривычна, чужда…
«Добрая немка-кухарка, которая вечно бранилась, не оставила Лену и старалась, как родная мать. Только исправить хоть что-нибудь было теперь очень трудно. Лена была теперь как глухая, кто бы ей чего ни говорил.
Доброй немке-кухарке иногда удавалось залучить Лену к себе в гости. Лена приходила с ребенком, сидела на кухне и смотрела, как добрая немка стряпает, и даже иногда ее слушала, совсем как раньше, но только очень недолго, а добрая немецкая женщина ругала ее, что ходит по городу не разбери-поймешь в чем одета, а все ее несчастья, между прочим, кончились, и сидит как прибитая, и спасибо не скажет. Иногда Лена как будто ненадолго просыпалась, и на лице у нее проступала прежняя тихая, терпеливая и необидчивая мягкость, но чаще кухарка ругала ее, а Лена будто почти ничего и не слышала. Лене нравилось, если миссис Олдрич, добрая хозяйка, ласково с ней поговорит, и тогда Лена будто возвращалась обратно, и у нее было такое же чувство, как тогда, когда она жила здесь в прислугах. Но чаще всего Лена просто жила себе, как спала, и была вся такая неряшливая, и как в воду опущенная, и как неживая»
Потом у Лены родилось еще двое детей. Герман был счастлив от осознания себя отцом и, в общем-то, не особо был озабочен Леной, ее состоянием…
«Детишки вышли очень славные, все трое, что родились у Лены, и Герман заботился о них как только мог. До жены Герману, в общем-то, никогда особо дела не было. Единственное, до чего ему всегда было дело, это дети. Герман с ними возился, что твоя нянька. Когда он брал их на руки, то делался очень ласковый и нежный. Он научился очень ловко с ними управляться. Он проводил с ними все время, когда не работал. А вскоре даже и работать стал у себя в доме, чтобы они всегда были с ним вместе, в одной комнате.
Жизни в Лене оставалось все меньше и меньше, и Герман теперь о ней почти уже и не думал. Он все чаще и чаще брал заботу о детях на себя, обо всех трех. Он следил, чтоб они как следует поели и были чистенькие, и одевал их каждое утро, и учил, как что правильно делать, и укладывал спать, и был теперь с ними почти неотлучно. А потом должно было случиться еще одно прибавление в семействе, четвертый ребенок. Лена пошла в больницу поблизости, чтобы там родить. Ребенок, похоже, должен был быть трудный. Когда он наконец появился на свет, он был вроде как его мать, неживой. Пока он шел, Лена сделалась вся такая бледная и затвердела лицом. Когда все кончилось, Лена тоже умерла, и никто не понял, как оно так с ней получилось.
Добрая немка-кухарка, которая всегда бранила Лену и до последнего дня все пыталась ей как-то помочь, вот она единственная по Лене и горевала. И вспоминала, какая Лена была, пока работала с ней вместе в прислугах, и какой у нее был голос, какой мягкий да какой ласковый, и какая она была славная девушка, и как с ней никогда никаких хлопот, не то что со всеми этими нынешними девушками, которых теперь берут ей в подмогу».
Вот так и закончилась жизнь тихой Лены. Так же тихо, как и она сама…
После прочтения повести мы задаемся многочисленными вопросами: почему Лена стала жертвой? могла ли сложиться ее судьба иначе? было ли это в ее силах? Смеем предположить, что да.

Безусловно, на судьбу Лены повлияло немало объективных факторов: семейные отношения, немецкое воспитание, переезд в другую страну.

Но не будем забывать и о субъективных факторах: Лена была экстерналом, не брала ответственность за свою судьбу в свои руки. Будь она смелее, уверенней, задавайся она почаще вопросами к себе, будь она менее послушной, а точнее внушаемой — все однозначно сложилось бы иначе.

Лучше ли? Спорный вопрос. Но тогда Лена точно не была бы тихой. Что значит этот эпитет в нашем понимании? Приспособление, конформность. Правда, сама Лена этого не осознавала. Её «спасало» только одно: она была всегда была как бы не здесь, как бы в полудреме…

И главный вопрос, который мы задаем себе: а жила ли Лена? Можно ли назвать жизнью то, что было делом чужих рук, будь то среда вообще или намерения родных как лучше? И мы отвечаем: нельзя. Ведь это не жизнь — это лишь существование. Это полудрема. Ведь, несмотря на все условия жизни, а точнее — вопреки им, каждый человек не просто имеет право, а обязан быть автором своей собственной жизни. Главное — вовремя осознать, чего ты хочешь от жизни в целом и конкретно в той или иной ситуации. Взять на себя ответственность за собственную судьбу — лучший «рецепт» для конформиста, на наш взгляд.
эта научная статья написана в 2011 г., во время моего обучения в Педагогическом институте НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского

конечно, сейчас я бы написала её иначе, но хочется сохранить всё в изначальном виде, как оно осталось в архивах института
© ИП Дулькина Елизавета Дмитриевна, ИНН 645321980828, ОГРНИП 319645100087399
Все права защищены.
Любое использование материалов сайта разрешается только с согласия ИП Дулькина Е.Д.