1. Определяем
основные компоненты расклада.
Под компонентами мы понимаем как
действующих лиц (например, в вопросах, касающихся семейных взаимоотношений, основными «компонентами» расклада станут члены семьи клиента – он сам, фигура его партнера, дети, родители и т. д.), так и любые другие
составляющие проблемы или ситуации (препятствия на пути к цели, этапы ее достижения, необходимые ресурсы и т. п.).
2. После этого выбираем
форму расклада и как будут выбираться карты: в открытую или в закрытую. В этом случае наш выбор зависит от личности клиента и его запроса, а также от фантазии и эрудированности специалиста.
- классический анализ проблемной ситуации (ПС)
здесь все карты могут быть в закрытую, как вариант: на саму ситуацию в настоящий момент может выбрать карту сам клиент1.что привело к ПС?
2.ситуация в настоящий момент
3.какие факторы (внутренние/внешние - тут может быть 2 карты) влияют на ПС?
4.какие шаги нужно предпринять/какие ресурсы нужно использовать?
+ также в таких раскладах могут быть позиции: "что улучшает/ухудшает", "увеличивает/уменьшает" (н-р, про деньги) и т.д.- сюжетные, если мышление клиента ближе к образному, метафорическому, как тема этапов, пути Героя
здесь все карты могут быть в закрытую, как вариант: на героя может выбрать карту сам клиент1.герой/героиня
2.экспозиция (пролог) - что вокруг этого героя
3.завязка - причина, повод, толкающий героя идти в путь
4.кого встретит в пути и какие будут отношения - от 1 до 3 карт
5.кульминация - главная битва - что важно будет преодолеть
6.развязка, результаты, с чем герой останется по итогу (1-2 карты)
1 вариант: прошлое - настоящее - будущее
лучше в закрытую, как вариант: на настоящее может выбрать карту сам клиент2 вариант: годовой расклад на 12 карт = 12 месяцев года или по сезонам: 4 карты = 4 времени года (весна, лето, осень, зима) и т.д.
- расклады с участием действующих лиц (достаточно выбрать карты-персоны, которые будут символизировать участников конфликта или проблемной ситуации, и попросить клиента рассказать о них).
здесь либо все в закрытую, либо можно выбрать клиенту карты на всех участников и потом разложить ещё один ряд для каждого под "бессознательный мотив/роль" каждого участника - чтобы увидеть ситуацию шире3. Важна также динамика расклада, если
- клиент либо проходит какой-то путь, поэтапно анализируя каждую из выложенных карт (чаще всего анализ проводится в определенном порядке),
- либо осуществляет какие-либо взаимодействия между картами-персонами (они могут вступать в диалог, высказываться со своей позиции, противостоять друг другу и взаимодействовать).
4. Предоставьте клиенту возможность самостоятельно интерпретировать или даже менять свой расклад. В отличие от прогностических раскладов с картами Таро, где место каждой карты фиксировано и не подлежит изменению, в психологических раскладах клиент выступает активным участием и даже соавтором. Спросите у него, что бы ему хотелось добавить в ваш расклад (вероятно, появятся новые, знаковые для него позиции карт), что можно было бы убрать (возможно, этот аспект проблемы для него неактуален), что модифицировать.
5. Давайте альтернативные варианты: далеко не всегда в раскладах выпадают хорошие карты - с точки зрения клиента. И не все клиенты оказываются готовы к тому, чтобы в «плохом» видеть хорошее. Чтобы избежать негативного осадка, имейте "про запас" одну-две карты на «помогающие», ресурсные позиции.