Умение находиться с тем, что что-то происходит с клиентом, умение быть в это время рядом и не мешать процессу - пожалуй, одни из самых важных компонентов работы с чувствами. Ваша задача быть рядом, дать поддержку и принятие, то есть дать клиенту чувство принятия и поддержки как бы сигнализируя: “Я рядом, все в порядке, все что происходит, это нормально для меня, я принимаю тебя”.
Некоторые консультанты, особенно те, которые только начинают практику, испытывают тревогу в связи с сильными чувствами клиента.
Здесь можно выделить следующие причины:- убежденность, что клиенту с этим плохо и нужно скорее сделать ему хорошо: развеселить, сменить тему разговора;
- страх причинить вред клиенту, т.е. происходит восприятие чувств, как относящихся к себе: “если ему плохо, значит это я сделал ему плохо”;
- убежденность в том, что, дать клиенту успокоиться (поплакать или сделать какое-то действие, высвобождающее чувства) - это уже хорошо и на этом можно закончить работу, (скорее всего консультант не знает, что делать дальше, как работать с этим);
- отсутствие опыта, когда собственные чувства консультанта принимались, не забалтывались: "все будет хорошо", "да ладно тебе плакать, возьми себя в руки" "поплачьте и простите себя";
- желание помочь себе, помогая клиенту (когда тема о которой говорит клиент, волнует консультанта); В данном случае консультант испытывает потребность поддержать, успокоить, помочь, сказать какие-либо слова.
Общая тактика ведущего при проявлении чувствВажно понимать, что не надо бояться проявления чувств клиента. Важно научиться их выдерживать и поддерживать и принимать клиента в своих чувствах. А также понимать, что стоит за этим проявлением чувств, что может быть причиной этих чувств, что клиент говорит с помощью этих чувств. Сами чувства - это проявление того, что лежит за ними. Это способ клиента сказать, способ справиться. Но никак не чувства ради самих чувств.
Более того, чувства всегда индикатор истинности и компас, указывающий путь, направление, куда надо следовать в работе. Это значит, что слезы, указывают на то, что клиент достаточно откровенен со специалистом. Это почти всегда означает, что мы "нащупали" то больное место, где следует "копать" поглубже.
Не стоит пугаться слез или плача. Слезы, как правило, приносят значительное облегчение. Плач позволяет выразить переполняющие человека эмоции. Поэтому этой реакции можно и нужно дать осуществиться. Давно известно, что слезы несут лечебную функцию: врачи говорят, что в слезах содержится большое количество гормона стресса, и, плача, человек избавляется от него, ему становится легче.
В некоторых случаях проявления сильных эмоций можно предложить клиенту выпить стакан воды, горячего чая с сахаром, глубоко и медленно дышать, концентрируясь на выдохе, любой способ успокоиться, чтобы продолжить работу. Если начинается истерика, то можно предложить простые способы ее прекращения: умыться ледяной водой —это поможет прийти в себя. Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1—2 секунды, медленный вдох и т.д. —до того момента, пока не удастся успокоиться .
Как правило, в игре работа идет не в формате индивидуальной сессии, а в группе. Кроме того, работа имеет строгую четкую схему и последовательность в формате игры, поэтому в рамках игры можно замедлиться, чтобы дать возможность справиться с чувствами. Возможно даже пропустить ход, с тем, чтобы, дать участнику время для проявления чувств, и далее чтобы как только он будет готов, продолжил работу.
Тактика обращения с «исключительными состояниями»Под такими состояниями понимают например, непрекращающийся крик, катание по полу, когда человек не дает себя успокоить, панические атаки и т. д. Обычно в подобных ситуациях отражаются старые чувства, и реакция соответствует более раннему возрасту. Здесь опять же ведущему очень важно успокоить группу, не испугаться самому и действовать спокойно и обдуманно.
Если подобное поведение выражается в более мягкой форме, можно попросить человека, попавшего в такое состояние, спокойно, глубоко и беззвучно дышать. Кроме того, в подобных ситуациях необходимо включить его сознание и вернуть в момент здесь и сейчас. Можно попросить его посмотреть на ведущего «Смотри на меня! Ты меня видишь?», попросить что-нибудь описать (например, цвет его глаз, волос, и пр), Таким образом можно точно определить, находится ли человек по-прежнему «где-то далеко» или он «снова здесь». Обычно человек возвращается в ситуацию здесь и сейчас, успокаивается и по своему желанию продолжает работу или позволяет себе короткий отдых. Или же он может прервать работу и покинуть игру/тренинг. Далее поговорим о разных типах состояний по отдельности.
Что делать при острых эмоциональных состояниях (ОСР)Острые реакции на стресс представляют собой нормальные реакции человека на ненормальные для него события. Данные состояния - дезадаптивны, но не являются патологическими, так как укладываются в рамки нормы. По окончании проявления острых реакций, человек должен прийти в нормальное состояние.
Наиболее часто встречающиеся реакции при переживании кризисной ситуации:
- плач;
- истерические реакции;
- ступор;
- состояние апатии;
- реакция нервной дрожи;
- агрессивные реакции;
- психомоторное возбуждение;
- страх;
- бред и галлюцинации.
ПлачЭту реакцию можно отнести к реакции, позволяющей человеку выразить его негативные эмоции. Данная реакция представляет собой нормальную и даже желательную реакцию в кризисных ситуациях. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки плача:- текут слезы;
- человек уже плачет или готов разрыдаться;
- у человека наблюдаются подрагивания губ и ощущение подавленности;
- в отличие от истерики - возбуждение в поведении отсутствует.
Вспомните, что делают с детьми, когда они плачут? Их жалеют и тут тоже можно просто жалеть человека, его необходимо обнять и гладить по голове, пусть плачет. Вместе со слезами уходит негатив. Человеку в состоянии ОСР необходимо чувствовать, что он не один. Очень важно помнить, что плакать могут не только женщины, но и мужчины и ничего позорного в мужских слезах нет!
Помощь:- Вербальная и телесная помощь. Крайне важным является дать человеку поддержку на вербальном и телесном уровне. Желательно использование элементарных приемов телесноориентированной терапии: установка физического контакта с пострадавшим (взять его за руку; положить свою руку на плечо или спину человека; погладить по голове), помогающих осознанию пострадавшим того, что он не один, с ним кто-то рядом, что является очень важным в такие моменты.
- Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Главное – выслушать человека и обеспечить возможность «выхода» эмоций. Просто слушайте, будьте включенными в разговор. Ваша задача - выслушать.
- Не задавайте вопросов, не давайте советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как внутри вас все сжимается» - и не говорить: «Я вас понимаю», потому что вам не поверят, так как переживания у всех разные.
Если человек, по какой-либо причине, сдерживает слезы достаточно долго, это может повредить его физическому и психологическому здоровью, так как не происходит эмоциональной разрядки и определенного рода облегчения.
Про другие аффекта и помощь при них - читать в
статье