1. Определяем основные компоненты расклада. Под компонентами мы понимаем как действующих лиц (например, в вопросах, касающихся семейных взаимоотношений, основными «компонентами» расклада станут члены семьи клиента – он сам, фигура его партнера, дети, родители и т. д.), так и любые другие составляющие проблемы или ситуации (препятствия на пути к цели, этапы ее достижения, необходимые ресурсы и т. п.). Это самый сложный этап, так как для того, чтобы верно «разложить» клиентский запрос на фигурантов или составляющие проблемы, требуется немало опыта. От того, насколько хорошо специалист справится с этой задачей, напрямую зависит и эффективность готового расклада.
2. После этого выбираем форму расклада. В этом случае наш выбор зависит от личности клиента и его запроса, а также от фантазии и эрудированности специалиста. Например, для подростков подойдут сюжетные расклады. Их мышление пока еще ближе к детскому – образному, метафоричному. Взрослым же проще всего интерпретировать карты во временных и матричных раскладах. Расклады с участием действующих лиц одинаково подходят для работы как с детьми, так и со взрослыми. Последние, кроме того, проще всего проводить спонтанно, без предварительной подготовки. Достаточно выбрать карты-персоны, которые будут символизировать участников конфликта или проблемной ситуации, и попросить клиента рассказать о них.
3. Продумайте динамику расклада. Хотя сам по себе расклад и статичен, тем не менее, работа с ним – процесс динамичный. Клиент либо проходит какой-то путь, поэтапно анализируя каждую из выложенных карт (чаще всего анализ проводится в определенном порядке), либо осуществляет какие-либо взаимодействия между картами-персонами (они могут вступать в диалог, высказываться со своей позиции, противостоять друг другу и взаимодействовать).
4. Предоставьте клиенту возможность самостоятельно интерпретировать или даже менять свой расклад. В отличие от прогностических раскладов с картами Таро, где место каждой карты фиксировано и не подлежит изменению, в психологических раскладах клиент выступает активным участием и даже соавтором. Спросите у него, что бы ему хотелось добавить в ваш расклад (вероятно, появятся новые, знаковые для него позиции карт), что можно было бы убрать (возможно, этот аспект проблемы для него неактуален), что модифицировать.
5. Давайте альтернативные варианты. Не забывайте, что главная цель психологического расклада – прояснить клиенту проблемную ситуацию, дав ему возможность взглянуть на нее со стороны и увидеть, таким образом, варианты ее разрешения, которые до этого были для него неочевидны. Но далеко не всегда в раскладах выпадают хорошие карты. Если принимать во внимание феномен синхроничности по К. Г. Юнгу, то это можно рассматривать не как случайность, а как повод к размышлению, к более глубокому анализу. Тем не менее, не все клиенты на данном этапе работы оказываются готовы к тому, чтобы в «плохом» видеть хорошее. При этом работа с клиентом всегда должна завершаться на положительной ноте. Чтобы избежать негативного осадка, имейте про запас одну-две карты на «хорошие» позиции. Эти карты можно выкладывать в закрытую вместе с основной, а затем при необходимости, если клиент не может трактовать основную в положительном ключе, открывать и интерпретировать дополнительные карты.