МАК-консультирование
курс по работе с метафорическими и психологическими ассоциативными картами
Знакомство
• про опыт автора курса с МАК
• небольшие рекомендации заранее по урокам
Введение и история создания метафорических ассоциативных карт
• МАК как проективная методика
• история термина «проекция» и его расшифровка с разных сторон психотерапии
• достоинства МАК
• МАК как универсальный инструмент работы с бессознательным

краткая психоаналитическая теория Карла Густава Юнга:
• как карты раскрывают потенциал "тени" человека
• что такое "комплекс" и "ядро психотравмы"
Архетипы по К.Г.Юнгу
• термин "архетип"
• отличие Коллективного Бессознательного в теории Юнга от личного бессознательного человека в теории Фрейда
• что такое "охваченность архетипом"
• архетипы Эго и Самость
• архетипы Анима и Анимус
• архетип Тени
• архетип Персона
История создания МАК-колод
• история создания первой колоды «Oh!»
• отличие работы метафорических колод с просто «картинками» от колод, которые разрабатывали психологи целенаправленно, с методическими рекомендациями и на уровне архетипов через пример на колодах компании "1000 идей"
Принципы работы карт
• проекция
• ассоциация
• синхрония
Работа с клиентами: часть 1
• правила работы с картами: техника безопасности и экологичности
• «клиентский запрос», как помочь клиенту конструктивно его сформировать
• типы клиентов в зависимости от запроса (от жертвы к творцу)
• ограничения по работе с МАК: пограничные и психотические уровни, как отличать расстройства личности и не навредить
• способы работы с колодами (в открытую или случайно доставать карты)
• как помочь клиенту интерпретировать карты
Работа с клиентами: часть 2
• отличие психотерапии от консультирования и коучинга, как это сочетается в работе с МАК
• основные задачи работы с клиентом
• личностные качества консультанта
• ошибки начинающего (и не только) консультанта
• этапы консультирования

Работа с клиентами: как МАК помогает работать с неврозом
• термин "невроз" и его виды (в одной из теорий клинической психологии)
• причины их возникновения
• невротические вторичные выгоды - почему человеку "выгодно"
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Обзоры колод
  • открытки "Тайны Женской силы"
  • этнокарты "Голос предков"
  • "Семейные секреты: работа с тайнами рода"
  • картины Виктории Кирдий "Она"
  • "Я та, которая..." - карты теневых женских состояний
  • "Мужчина и женщина: сила притяжения"
"Из сундука прошлого"
"Цвета и чувства"
БОНУС: продвижение консультантов
Запись весеннего вебинара 2020 года для учеников:
- мотивация: доверие, интерес, энергия
- уникальная матрица тематизации - ваша целевая аудитория
- цена/стоимость
- домашние задания с помощью колод МАК
Электронные руководства к колодам и упражнения компании "1000 идей"
(перейти к файлам можно, нажав на выделенный текст)
Базовое руководство 1000 жизней
Базовое руководство 1000 дорог
Базовое руководство 1000 идей
Дополнительно к колоде "1000 идей" Техники креативности

Упражнения от компании "1000 идей" из группы Вконтакте по ссылке

Психологический портал компании "1000 идей" со статьями, техниками
+ БЕСПЛАТНЫЕ тренинги и мастер-классы для владельцев психологических карт от компании «1000 идей»

25 типовых упражнений с МАК

(кликаем, чтобы "развернуть")
Упражнение «Значимые другие»
Для этого упражнения рекомендуется использовать карты «Persona» или «Personita», а также индивидуализированную (проклеенную) колоду карт «1000 жизней». Психолог предлагает клиенту выбрать из колоды карты, которые будут олицетворять для него людей, которые занимают или же занимали важное место в его жизни. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины – никаких ограничений на выбираемые образы нет.
При выборе карт клиент ориентируется не только и не столько на внешнее сходство рисунка с реальным человеком, сколько на внутренние качества, общее ощущение. Также клиент выбирает карту, которая будет представлять его самого. Затем психолог просит его ответить на вопросы: что эти люди хотели бы вам сказать? Что они могут сказать друг другу? Что вы хотели бы сказать им? Эти диалоги можно проиграть, озвучивая сами вопросы и ответы на них с позиции других персон.

Упражнение «Биография»
Для этого упражнения также используются карты «Persona», «Personita» или индивидуализированная (проклеенная) колода карт «1000 жизней». Психолог просит клиента просмотреть всю колоду и выбрать пять карт, которые будут олицетворять его на различных этапах его жизненного пути: детство, подростковый период, юношество, взрослость, старость. Затем так же, как и в предыдущем упражнении, организовывается воображаемая беседа разных возрастных ипостасей одного человека друг с другом.
Упражнение на развитие креативности и сплочение группы
Это упражнение можно использовать в качестве увлекательной игры для сплочения группы и в перерывах между работой. Проделывать его можно с любыми картами. Каждый игрок по очереди вытаскивает из колоды карту и спонтанно произносит какую-то фразу, которая у него ассоциируется с этой картой. Следующий игрок берет другую карту и пытается продолжить историю, опираясь исключительно на свои ассоциации. Для неподготовленной группы можно облегчить задачу, предложив вытаскивать за один раз сразу три карты и выбирать из них наиболее подходящую, исходя из логики развития сюжета. Сложнее всего приходится последнему игроку, которому предстоит завершить необычную историю.

Упражнение «Сон»
Это упражнение может использоваться для самостоятельной работы, предполагающей рефлексию, или для диагностики с помощью опытного специалиста. Клиент вытаскивает из колоды одну карту и, глядя на картинку, сочиняет рассказ на тему «Мой сон». При этом его задача заключается не в том, чтобы просто придумать какую-то историю с опорой на иллюстрацию, а «поместить» себя в эту историю, рассказав о том, где он находится, о чем думает, как себя ведет, к чему стремится, как себя чувствует. Затем психолог просит клиента поставить себя на место другого участника карты (человека, животного или даже предмета) и рассказать от лица этого персонажа его впечатления, мнение о себе самом – о том, кто видит сон. В конце клиент отвечает на главный вопрос: «Какая из моих сторон (субличностей) представлена этой картой?»

Упражнение «Ответ на вопрос»
Для этого упражнения используется колода метафорических ассоциативных карт «Oh» или другие карты (одинарные или двойные) с текстовым сопровождением. Сначала клиенту предлагается определиться с запросом, с которым он будет в дальнейшем работать. Этот запрос должен иметь прямое отношение к самому клиенту, быть лаконичным и ставить целью исследование чего-либо (межличностных отношений, отношения к работе, внутреннего состояния, актуальной проблемы). Если сама проблема для клиента уже ясна, то запрос может быть ориентирован на ее решение. В последнем случае задаваемый вопрос будет звучать таким образом: как мне найти возможные варианты решения проблемы, как изменить сложившуюся ситуацию, какой вариант решения выбрать?
После того как вопрос будет сформулирован, клиент вытаскивает по одной карте из колоды с картинками и колоды со словами (в случае с использованием карт «Oh») или же две карты из колоды, где текст совмещается с картинкой в рамках одной карты. Затем клиент выкладывает две карты на стол и старается прояснить общий смысл полученной комбинации. Даже самые неожиданные, на первый взгляд, сочетания позволяют запустить процесс поиска решения с использованием сразу правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и эмоции, и левого полушария, которое определяет рациональный и аналитический подход.
Совместить несовместимое – непростая задача для неподготовленного человека. Чтобы облегчить ее, психолог объясняет клиенту правила работы с метафорическими ассоциативными картами. Он должен опираться, в первую очередь, на ассоциации, следовательно, приоритет отдается спонтанности и субъективности. Сначала клиент читает текстовое сопровождение к карте и думает над тем, что оно для него значит.
Здесь стоит еще раз напомнить о том, не существует правильных или неправильных интерпретаций. Ассоциации человека, работающего с картами, считаются единственно верными для него самого.
Ассоциации далеко не всегда напрямую связаны со стимулом. Ассоциативный ряд, выстраиваемый от стимула к конечному образу-привязке, порой может быть весьма длинным и неожиданным. Слово может вызывать ассоциации как само по себе, так и в привязке к картинке. Если само слово не дает толчка к поиску аналогий, его можно «вывернуть наизнанку» - отталкиваться от совершенно противоположного по смыслу слова или словосочетания. Крайне важно, чтобы клиент был искренен, не пытался оценивать возникающие у него чувства с позиции морали, социальной желательности. Он соотносит интерпретации, возникающие в связи с комбинации карт, с контекстом своего вопроса. Рассказывая о них, рекомендуется использовать в рассказе глаголы настоящего времени, говорить от первого лица (то есть «Я» вместо «они», «ты», «кто-то»), избегать неопределенных слов и сослагательного наклонения («если бы», «возможно», однако»), лишних обобщений и теоретизирования, а также «аналитических» слов-маркеров, долженствования («я думаю», «я полагаю», «я анализирую», «я должен», «я обязан» и пр.).

Методика для обозначения запроса, цели или задачи
Клиенту предлагается выбрать из колоды одну карту (выбор при этом осуществляется случайным образом) и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросаются в глаза. Эти свойства могут относиться к цветовой гамме карты, к ее содержанию, к каким-либо характеристикам изображенных на ней предметов и персонажей, к общему впечатлению от изображения и т. д. Все десять свойств, признаков карты выписываются на листе бумаге, а затем на основе каждого из них выводится решение, которым это свойство может являться. После обсуждения придуманных решений выбираются наиболее реалистичные и оптимальные для обсуждаемой проблемы варианты.

Методика «Я - профессионал» Л. Мошинской
Клиент выбирает из колоды в открытую три карты. Первая карта символизирует его в самом начале его профессионального пути, вторая карта – его как профессионала в настоящее время и третья карта – к чему бы он хотел прийти в своей профессии. Затем психолог проводит с клиентом беседу по каждой карте: почему была выбрана именно эта карта на ту или иную позицию, что важно для нашего клиента на каждом этапе его карьерного пути, как определить, что он достиг желаемого на каждом из этапов, как он будет себя чувствовать, добившись цели. В конце клиент выбирает из колоды вслепую четвертую карту, которая отвечает на вопрос – что поможет достичь поставленной цели?

Методика «Творческое планирование жизни»
Это упражнение можно использовать как самостоятельно, так и в ходе терапевтической работы со специалистом. Клиент выбирает из колоды шесть карт – по одной на каждую позицию, а затем анализирует каждую из них, отвечая на вопросы.
Исходная ситуация. Где я нахожусь сейчас, когда только начинаю свой путь к цели?
Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться, чтобы добиться цели?
Препятствия на пути к цели. Что мне может помешать, чего опасаться?
Ресурсы для преодоления препятствий. На что я могу опереться при столкновении с трудностями?
Готовность к действию. Как преодолеть страх неизвестности? Где найти стимул для решительных действий?
Реальный шаг. С чего мне начинать?

Упражнение «Знакомство»
Это упражнение используется в самом начале тренинга для снятия напряжения и знакомства участников друг с другом. Каждый из присутствующих вытаскивает из колоды по одной карте и рассказывает о своем настроении через карту – в чем его настроение схоже с изображением на карте, а в чем – нет.

Методика «Генерация идей»
Это упражнение подходит для проведения мозговых штурмов или групповой психологической работы. Каждый из участников озвучивает присутствующим свою проблему или задачу. Другие участники по очереди тянут карты и придумывают на их основе идеи по решению поставленной задачи. Все варианты (даже самые нелепые и нежизнеспособные) рекомендуется записывать для дальнейшего обсуждения, развития или же доработки.

Техника «Проекция»
Это упражнение можно проделывать как самостоятельно, так и в группе или с психологом. Клиент выбирает из колоды карту с образом, который ему наиболее близок. Эта карта будет символизировать его самого. Затем он описывает этого персонажа или образ, отвечая на вопросы-подсказки: кто это, что он делает, как к нему относятся окружающие, о чем он думает, чего он хочет, что у него получается хорошо, а что плохо, нужна ли ему помощь и в чем и т. д. Все, что клиент рассказывает о выбранной им карте, относится напрямую к нему самому, является проекцией его внутреннего содержания. При более глубокой работе рассказ рекомендуется вести от первого лица. Рассказ фиксируется (слушателями или же при самостоятельной работе на диктофон), а затем анализируется.

Упражнение «Анализ отношений»
Это простое упражнение поможет разобраться в отношениях с другим человеком. Клиент вытаскивает из колоды вслепую пять карт на следующие позиции:
  • Что не работает в отношениях?
  • Что я привношу в отношения?
  • Что вторая сторона привносит в отношения?
  • Что работает в отношениях?
  • Что должно произойти, чтобы улучшить взаимоотношения?
Затем он анализирует их, открывая для себя порой совершенно неожиданные подробности своих отношений с окружающими.

Упражнение «Обратная связь»
Это упражнение можно проделывать как самостоятельно, так и в группе или в паре (для знакомства) или с психологом (особенно эффективно при семейной терапии). Клиент выбирает из колоды карту, которая более всего напоминает ему его партнера (супруга, друга, родственника, коллегу и т. д.), и рассказывает, почему он выбрал именно эту карту: чем этот персонаж похож на конкретного человека, какими внутренними характеристиками он обладает, какие у него слабые и сильные стороны. Это позволяет определить отношения, которые складываются у клиента со значимыми для него людьми, а также получить ценную обратную связь для его партнеров.

Упражнение «Кинофильм»
Выбранная наугад карта рассматривается как застывший кадр киноленты. Клиента просят ответить на следующие вопросы: Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)? Что было «до»? Что будет «после»? Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце составляется рассказ от имени режиссера (то есть самого клиента): какова на самом деле задумка, в чем смысл этого фильма? Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

Техника самоанализа
Это упражнение рекомендуется использовать в самом конце тренинга или же беседы. Участника просят вытащить одну карту и ответить на вопрос: «Что было самого важного на сегодняшнем занятии?», а затем следующую карту, которая подскажет ответ на вопрос: «Что нужно сделать с учетом полученных навыков или знаний?»

Техника «Фотокадр»
Это веселое упражнение-игра используется в перерывах между напряженной работой группы на тренинге. Оно основывается на популярной детской игре «Море волнуется раз». Каждый участник вытягивает карту и встает в позу, которая изображена. Ведущий делает групповой или индивидуальный снимок на память.

Техника «Препятствия и ресурсы»
Психолог просит клиента вытащить из колоды три карты. Первая карта выкладывается на позицию как ответ на вопрос: что помогает в решении задачи, вторая – что мешает, третья – это принципиально новый вариант решения проблемы. Затем следует беседа по каждой из карт с последующим ее анализом.

Игра на развитие позитивного мышления
Эта игра проводится в два этапа. Для ее выполнения подойдет любая «рисуночная» колода метафорических ассоциативных карт. Все картинки из нее клиенту предлагается разделить на две стопки. В первую стопку отбираются картинки, которые кажутся клиенту позитивными, а во вторую – негативные. При этом ориентироваться нужно на сиюминутные впечатления, без долгих обдумываний и анализа. Затем психолог предлагает клиенту брать по одной карте из «негативной стопки» и попробовать интерпретировать ее как «позитивную». Если ему сложно сразу «переключиться», можно сначала дать описание негативных характеристик карт, а затем завершить его позитивным заключением – попытаться объяснить, в каких случаях эти отрицательные характеристики можно превратить в положительные.

Игра «Знакомство с привычным»
Эта игра позволяет не просто развлечься и повеселиться, но и снять значимость проблемы, взглянуть на нее со стороны. Участнику группы (клиенту или игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни. Затем он вытаскивает из колоды восемь карт и раскладывает их по следующей схеме:
  • Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
  • Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
  • Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
  • Взгляд на происходящее с собственной ладони.
  • Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
  • Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
  • Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
  • Взгляд на происходящее глазами психиатра.
Потом выбранные карты интерпретируются, исходя из занимаемых ими позиций.

Упражнение «Диалог с самим собой»
Психолог предлагает клиенту просмотреть две колоды метафорических ассоциативных карт, смешанных между собой, и выбрать из них спонтанно, руководствуясь, прежде всего, чувствами, пять карт, с помощью которых он может представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком. Затем клиент проводит их возможную беседу друг с другом.

Упражнение «Смена точки восприятия» (автор Моритц Эгетмайер)
Игроки получают или вытягивают вслепую из колоды по две карты и смотрят на них. Каждый участник выбирает и открывает одну карту, которая символизирует проблему, и одну, которая относится к ее решению. Потом каждый участник кратко рассказывает группе о заявленной проблеме и ее решении. Далее ведущий предлагает участникам поменять карты местами: проблема становится картой-решением, а карта-решение становится картой-проблемой. После этого участники снова по очереди рассказывают о новой проблеме и новом решении. Если это упражнение проводится индивидуально, а не в группе, то рекомендуется использовать третью карту (из любой другой колоды) в качестве перехода между одним состоянием и другим.

Упражнение «Моя история»
Это упражнение может использоваться, в том числе, и для диагностики изменений, которые происходят в результате какой-либо личностной работы. В начале работы (тренинга, консультирования) клиенту предлагается вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке и кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с его жизненной историей.
По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) клиент берет эти же пять карт и располагает их в соответствии с его нынешним состоянием и взглядом на ситуацию. На этот раз его рассказ будет звучать, скорее всего, совершенно иначе.
При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о событии, проделать это упражнение минимум три раза. Это позволит снизить негативный заряд ситуации и снять зацикленность человека на негативном факторе.

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»
В ходе этого игрового упражнения каждый участник группы или игрок вытаскивает вслепую три карты и переворачивает их только тогда, когда приходит его очередь говорить. Заранее карты смотреть нельзя, чтобы ассоциации были максимально спонтанными. Когда доходит очередь до него, участник переворачивает свои карты и определяет, какая из них подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая будет означать «завтра». Опираясь на эти три карты, он рассказывает историю. При этом отдельные моменты описания должны быть связаны между собой (то есть рассказ должен быть логически выстроен) и указывать направление из прошлого в будущее (иметь определенное развитие сюжета).

Упражнение «Рисунок»
Клиенту предлагается вслепую вытянуть карту, расположить ее на листе ватмана удобным ему образом и дорисовать картину так, как кажется ему правильным, чтобы карта стала ее частью. Это упражнение может выполняться и иным образом. В его вариации клиент вытаскивает карту в открытую, соответственно своему состоянию, и рисует картину, которая передает его настроение. Эта техника позволяет нам выразить свои эмоции, осознать их и принять (легализировать).

Авторские упражнения Е. Дулькиной
Упражнение "ИСТОРИИ О ЛЮБВИ"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Подходит как для индивидуальной работы, так и для групповой.

1. Предлагаем клиенту выбрать случайно двух героев своей истории - из колоды "1000 жизней" - и затем распределить, кто из них будет герой мужского пола, а кто - женского.

2. Из колоды "1000 дорог" также случайно клиент достает 5 карт (можно и 3, если мало времени). Это 5 эпизодов его будущей истории.

3. Теперь мы предлагаем клиенту выстроить эпизоды так, как ему нравится, и сочинить свою историю о любви двух героев ("1000 жизней") - с зачином, кульминацией и финалом.

Упражнение через сказкотерапию хорошо диагностирует установки клиента по теме отношений, как клиент воспринимает образы мужчины и женщины, их взаимодействия.

Пример: у меня был один клиент, который "ради смеха" сочинил для своих героев так называемую временную петлю, что героиня его истории постоянно убегает, а герой - бежит за ней... Надо ли говорить, что это очень четко отражено и в жизни этого молодого человека и в отношениях с женщинами? Ему больше нравится "бегать", чем выстраивать сами отношения.

Видеозапись рассказа о данном упражнении с интенсива здесь.
Упражнение "ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Подходит как для индивидуальной работы, так и для групповой.
Упражнение основано на моей статье.

1. Прежде чем делать расклад, мы рассказываем о идее на тему этапов своему клиенту.

Отрицание - это те качества нашего характера, нашего тела и внешности, которых мы либо стесняемся, либо боимся, либо чувствуем себя за это виноватыми и даже прокаженными. Отрицание всегда очень мощное и связано именно с какой-то самозащитой.

Гнев. Или внутренняя борьба. Это то, что мы как раз не отрицаем, а видим, замечаем и активно пытаемся исправить, изменить, победить. Гнев и раздражение могут быть на то, что мы родились в конкретном месте (стране, регионе), в конкретное время (век, эпоху), в конкретной семье и конкретного пола, телосложения, темперамента и т.д.

Торг. Это про то, что мы привлекаем внимание к себе, будучи или "хорошей девочкой"/"хорошим мальчиком", или "плохой"/"плохим". В общем это тактика поведения, наша маска, Персона - то, что нас бережёт и в то же время привлекает других к нам.

Депрессия. Та наша "маска", из-за которой мы остаёмся без сил, "выжатыми как лимон". Или то наше состояние, из-за которого мы грустим и печалимся. Или разочарование, что предыдущие тактики - отрицание, борьба и попытка быть Другим Несобой - черт подери, не работают. В общем это то, что высасывает из нас энергию, что превращает нас в "ничего-не-хочух".

Принятие. А это вот как раз тот самый "рассвет" после "самого тёмного времени суток". Глоток воздуха, когда оттолкнулся от самого дна и выплыл. Сам. Не потому что кто-то кинул спасательный круг. Не потому что утонул и твоё тело всплыло. А потому что обнаружил, что всегда умел плавать, просто забыл. И стиль плавания у тебя свой индивидуальный.
Это ресурс нашей личности, тот самый "дирижер", которые поможет принять и все предыдущие 4 состояния/маски.

2. Используем карты "1000 жизней" - просим клиента случайно достать по карте на каждый пункт:
- отрицание
- гнев
- торг
- депрессия
- принятие

Теперь просим клиента растолковать значения карт в зависимости от выпавшего "поля".

Внимание! Эти "этапы" можно также использовать в отношении принятия другого человека. Например, мужа/жены. Тогда отрицание - то, чего я не хочу в нем/ней замечать и о чем рассказывать другим (стыжусь в т.ч.), гнев - то, с чем активно в нем/ней борюсь, торг - то, что в нем/ней поддерживаю (н-р, делаю комплименты, взращиваю, культивирую это поведение в партнере), депрессия - то, из-за чего мне грустно, принятие - то, что помогает принимать.

Видеозапись рассказа о данном упражнении с интенсива здесь.
Упражнение по психосоматике и РПП "Толстая Я" или "Я в болезни"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Внимание! Название упражнения выбрано условно, клиентам лучше его не называть по этическим причинам.

Упражнение подходит для любых запросов по теме "есть проблема, но не знаю, почему никак не решается вопрос" (потому что нам надо узнать выгоды из бессознательного клиента).

1 Осознанно:
Первая позиция (первый ряд) из 1 карты - "Клиент сейчас" (или "толстая (болеющая) Я") - «1000 жизней»
Второй ряд из 3 карт - "Как я выгляжу со стороны" (естественно, это как клиенту кажется, как его видят со стороны близкие, это его проекция) - «1000 жизней»
Третий ряд из 3 карт - "Как чувствую себя, когда остаюсь один/одна" - «1000 дорог»

2. Случайно (в закрытую):
Позиция кладётся напротив 1 карты, где "клиент сейчас" - это "Преимущество быть таким/такой, как сейчас" (толстой или болеющей) - «1000 жизней»
Напротив второго и третьего ряда вытягиваем карты:
"Причины, по которым я боюсь быть стройной (здоровой)"
и "Мои страхи, тайные потребности и желания, которых я опасаюсь, став стройной/здоровой"
- «1000 жизней» и «1000 дорог»

Получается, что в вашем раскладе с левой стороны лежит 7 карт, выбранных клиентов осознанно, а напротив - с правой стороны - такие же 7 карт, вытянутые случайно.

Таким образом, у вас и у вашего клиента складывается общая картинка, почему болезнь (или рпп) являются для его психики выгодным состоянием, от чего защищают - после этого расклада хорошо начинать уже конкретную работу по коррекции и терапии.
Становится яснее, в какую сторону двигаться и где ключевая проблема: самооценка, отношения, экзистенциальные вопросы о смысле жизни и т.д.
Упражнение по психосоматике "Что я терплю"
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Техника для упражнения с картами взята у психолога Ирины Палкиной-Пых. Она объясняет, что составление списка "что я терплю" с клиентом помогает распознать причину, по которой обычно начинается психосоматическое заболевание и/или депрессия.

Работа ведётся с колодой "1000 дорог" и полностью осознанно, в открытую.

1 этап - предлагаем клиенту сосредоточиться и выбрать из колоды все карты, которые отражают его чувства по теме "что я терплю в данный момент своей жизни".

2 этап - из отобранных ранее карты мы предлагаем сделать две стопки карт,
где 1 стопка - "что я терплю и буду терпеть, потому что..." - и мы предлагаем клиенту вслух называть эти причины "потому что...",
где 2 стопка - "что я терплю и не хочу терпеть"

3 этап - из отобранных ранее карты "что я терплю и не хочу терпеть" мы снова сортируем стопки,
где 1 стопка - "что я терплю и не хочу терпеть и знаю, как изменить..." - и просим рассказывать, как он собирается это менять,
где 2 стопка "что я терплю и не хочу больше терпеть, и не знаю, как изменить" - это и будет та стопка, в которой обычно скрыты причины психосоматического заболевания.

Как и в упражнении выше, теперь мы с вами и с клиентом вместе сможем выстроить дальнейший план по психокоррекции.

Да, может оказаться, что этой стопки не будет вообще! Тогда следует обратить внимание на "что я терплю и не хочу терпеть и знаю, как изменить..." - возможно, что некоторые стратегии оттуда являются неэффективными.

В целом упражнении хорошо помогает "вернуть" клиенту осознанность и веру в свои силы. К тому же мы получаем из этого упражнения гораздо больше информации, чем клиент рассказал бы нам сам о себе, своей жизни и болезни на первых порах. Стимулы карт позволяют максимально выговориться клиенту и вербализировать проблемы и трудности.
Запрещено без договорённости с автором проекта:
- использовать полученную информацию для преподавания
- передавать доступ третьим лицам

т.к. материалы являются интеллектуальной собственностью Дулькиной Елизаветы и компании "1000 идей"