Знакомство с арт-терапией
Поздравляем с началом курса!
Первый урок
Содержание:
- знакомство
- истоки арт-терапии
- определения термина "арт-терапия"
- специфические особенности
- преимущества над другими методами
- цели и задачи, функции арт-терапии

Второй урок
Содержание:
- кто такой "арт-терапевт"
- виды и формы работы
- какие потребности личности удовлетворяет арт-терапия
- условия и принципы работы
- организация занятий и этапы проведения
- техники обсуждения работы клиенты и алгоритм задавания вопросов
Третий урок
Содержание:
- что такое "психологическая травма" и как быть с ней в ходе арт-терапии
- задачи при работе с психотравмой
- признаки психотравмы в арт-терапии
- экология работы и рекомендации, конкретные шаги

Дополнительные материалы
Запись вебинара по теме "Классический психоанализ и возможности его применения в современной жизни: зачем нам знать теории Фрейда, Юнга и Адлера?"
https://youtu.be/JuHllDSzYV0

Упражнение №1
1. Где и когда вы ощущали себя беспомощным в жизни? Как это было? Есть ли какие-то области, в которых вы и сейчас чувствуете себя бессильным? Как вы можете изменить это?
2. Приведите пример, когда вы искали личного превосходства вместо конструктивного самоусовершенствования. Каковы были результаты? Как вы себя чувствовали?
3. Представьте, что вам дана власть совершить почти все. Что бы вы стали делать? Как реальная власть могла бы подействовать на вашу жизнь? Стало бы у вас больше или меньше друзей? Были бы вы счастливее или несчастнее и в чем бы это проявлялось?

Упражнение №2
Отведите на это упражнение 15 минут.
Сядьте, возьмите 4 листа бумаги, карандаш или ручку. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным это ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев, начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?» Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний? Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной? Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках? Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?
Хотя этот метод и не раскрывает целиком неосознанные жизненные цели, о которых говорил Адлер, он может помочь вам понять взаимоотношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые 6 месяцев, чтобы увидеть, какие изменения произошли за это время.
Запись прямого эфира по теме "Мой портрет"
Запись практики "Миф"
Запись практики "Дерево Рода"
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ АРТ-ТЕРАПИИ
Важные отрывки:

1. Общие положения
"Согласно международным определениям и Нормативному документу по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в сфере арт-терапии (арт-психотерапии), специалист по арт-терапии – арт-терапевт – это помогающий специалист (психолог, врач-психотерапевт или др.), систематически использующий методы арт-терапии при оказании психотерапевтической, психологической, психосоциальной, психообразовательной помощи разным категориям населения на основе занятий изобразительной деятельностью, изобразительным искусством, и имеющий дополнительную специальную подготовку по арт-терапии. Специалисты в сфере арт-терапии используют изобразительное искусство (иногда в сочетании с другими видами искусств, формами творческого самовыражения) не столько как форму занятости или фактор самолечения, но как средство психологического, психотерапевтического воздействия при работе с клиентами (пациентами) с разными психологическими запросами, психической и соматической патологией, семьями и сообществами, а также со здоровыми людьми в интересах их личностного роста и развития, адаптации и повышения качества жизни".

2. Моральные и этические нормы.
2.2. Члены Ассоциации не должны заниматься деятельностью, которая нарушает или уменьшают человеческие, законные и гражданские права клиентов (пациентов) и их представителей, коллег, работодателей, представителей общественности, либо является негуманной или может привести к незаконным и несправедливым действиям, как-то: ущемлению прав людей в силу их национальной или расовой принадлежности, ограничений здоровья, возраста, пола, сексуальных предпочтений, религиозных взглядов и мировоззрения, происхождения, социально-экономического статуса и др.
2.3. Члены Ассоциации должны учитывать влияние их личных ценностей и убеждений на их общение с клиентами (пациентами), работодателями, коллегами и профессиональным сообществом и представителями общественности, использование техник и методов работы, понимание цели и задач своей работы. Они должны признавать и уважать разнообразие профессиональных позиций, ценностей и убеждений, а также разнообразие личных и гражданских позиций своих клиентов (пациентов) и их представителей, коллег, студентов, супервизируемых, работодателей и представителей общественности.

4. Конфиденциальность.
Соблюдение принципа конфиденциальности является обязательным для всех членов Ассоциации, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

6. Безопасность и терапевтические интересы клиента (пациента).
Члены Ассоциации должны уважать неприкосновенность, и защищать благополучие людей и групп, с которыми они работают; давать клиентам (пациентам) и/или их представителям, студентам, практикантам или участникам исследования полную информацию о целях и природе любых оценочных, лечебных, образовательных или тренинговых процедур и открыто подтверждать, что они имеют свободу выбора и могут отказаться от них. Неэтично принуждать людей участвовать или продолжать пользоваться арт-терапевтическими услугами.
6.1. Члены Ассоциации обязаны осознавать свои потребности и свою потенциально влиятельную позицию во взаимодействии с клиентами. Они должны избегать эксплуатации доверия и зависимого положения этих людей; прилагать все усилия для того, чтобы избегать двойных отношений, которые могут нарушить профессиональную оценку или повысить риск их эксплуатации. Двойные отношения, нарушающие нормы профессиональной этики, включают проведение психотерапии подчиненных, студентов, супервизируемых, друзей и родственников; сексуальные контакты с клиентами (пациентами), студентами, практикантами и участниками исследований; совместную с ними предпринимательскую деятельность и иные формы контактов, направленные на получение какой-либо выгоды. Члены Ассоциации не должны попустительствовать сексуальным домогательствам и участвовать в них. Сексуальные домогательства определяются как намеренные осознанные или неосознанные замечания, жесты или прикосновения сексуальной природы.
6.2. Члены Ассоциации должны открыто обсуждать с будущими получателями их услуг преимущества и сложности участия в арт-терапии.
6.3. Членам Ассоциации следует избегать введения в заблуждение получателей услуг, а также общественности посредством заведомо неверных утверждений относительно оказываемых услуг.
6.4. Когда член Ассоциации соглашается предоставлять услуги клиенту (пациенту) по просьбе третьего лица, он должен взять на себя ответственность за разъяснение природы отношений всех заинтересованных сторон.
6.7. Необходимо прекратить оказание арт-терапевтических услуг, если они не приносят пользу конкретному клиенту (пациенту) или их группе. В этом случае необходимо предложить им альтернативную замену своих услуг в форме другого вида психологической, психотерапевтической, психосоциальной помощи, либо иного специалиста.
6.8. Члены Ассоциации завершают арт-терапию, когда она достигла поставленных и согласованных с клиентом (пациентом) или его представителями цели и задач.
6.11. Брак между членом Ассоциации и клиентом (пациентом) или бывшим клиентом (пациентом) или его представителем, является нарушением этики, несмотря на отсутствие жалоб со стороны клиента (пациента).
6.12. Неэтично вступать в любые финансовые отношения с клиентом (пациентом) или его представителем, супервизируемым, студентом, за исключением оплаты за произведенную работу. Также неэтично использовать информацию, предоставленную клиентом (пациентом) или его представителями с целью получения финансовой выгоды.

Полный текст кодекса:
http://rusata.ru/news?view=6299101
Ассоциации арт-терапевтов (ссылки)
Нажав на соответствующую строчку - перейдете на страницы данных сообществ

Российская арт-терапевтическая ассоциация
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АРТ-ТЕРАПИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР): признаки, симптомы
Большинство людей связывают ПТСР с закаленными в боях солдатами (и военные действия действительно являются частой причиной ПТСР у мужчин), но на самом деле, любое событие, угрожающее жизни (или целая цепь событий) и оглушающее чувством беспомощности и безнадежности, может запустить ПТСР, особенно, если событие казалось непредсказуемым и неконтролируемым. ПТСР может затрагивать тех, кто лично пережил катастрофу, тех, кто был ее свидетелем, и тех, кто разбирался с ее последствиями, включая спасателей и юристов. Оно даже может касаться друзей и членов семьи тех, кто прошел через травматический опыт.

Травматические события, которые могут вести к ПТСР
• Война
• Изнасилование
• Природные катастрофы
• Похищение
• Авто- и авиакатастрофы
• Нападение
• Террористические атаки
• Физические и сексуальные принуждения
• Внезапная смерть близкого
• Пренебрежение ребенком

Плюс любые разрушительные и калечащие события, которые оставляют вас в состоянии беспомощности и безнадежности.

Признаки и симптомы ПТСР
Когда ваше чувство безопасности и доверия подорваны травматическим событием, для сознания и тела является нормальным пребывание в состоянии шока. Обычными реакциями являются плохие сны, страх и сложность отвлечься от мыслей о случившемся. У большинства людей эти симптомы со временем уходят. Эта нормальная реакция на травму становится ПТСР, когда симптомы не уменьшаются и ваша нервная система «застревает» и оказывается неспособной восстановить нормальный баланс.
ПТСР протекает по-разному у разных людей. Хотя симптомы ПТСР в своем большинстве обычно развиваются уже через несколько часов или дней после травматического события, процесс может занимать и недели, месяцы и даже годы, пока симптомы не дадут о себе знать.
Существует три типа симптомов, и они возникают либо внезапно, либо постепенно нарастают; либо то появляются, то исчезают.
• Группа симптомов повторного опыта травматического события.
• Группа симптомов избегания напоминаний о травме.
• Группа симптомов повышенной тревожности и эмоциональной возбудимости.
Симптомы ПТСР: симптомы повторного опыта травматического события:
• навязчивые, расстраивающие воспоминания о событии;
• флэшбэки (действия или чувства, подобные тем, что вы совершали или испытывали во время события);
• кошмары (либо с участием события, либо других пугающих моментов);
• чувство интенсивного дистресса, когда сталкиваетесь с чем-то, напоминающим травму;
• интенсивные физические реакции в ответ на воспоминания о событии (например, повышенное сердцебиение, учащенное дыхание, тошнота, мышечное напряжение, повышенное потоотделение). Симптомы ПТСР: избегание и оцепенение:
• избегание деятельности, мест, мыслей или чувств, которые напоминают о травме;
• неспособность вспомнить важные аспекты травматического события;
• потеря интереса к активности и жизни в целом;
• чувство отчужденности от других и эмоциональное оцепенение;
• чувство сокращенного будущего (отсутствие ожидания, что жизнь когда-нибудь станет нормальной, что женитесь или выйдете замуж, сделаете карьеру и пр.).
Симптомы ПТСР: повышенная тревога и эмоциональное возбуждение:
• бессонница, сложно заснуть;
• раздражительность, вспышки гнева;
• сложно сконцентрироваться на чем-либо;
• сверхнастороженность;
• нервозность и пугливость.
Другие типичные симптомы ПТСР:
• вина, стыд, самопорицание;
• злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• чувство недоверия, чувство «что предали»;
• депрессия и беспомощность;
• суицидальные мысли и настроения;
• физические боли.

Помощь при ПТСР (продолжение)
Выздоровление от ПТСР заключается в помощи вашей нервной системе вернуться к своему дотравматическому состоянию равновесия.
Хотя процесс упрощается, когда есть руководство и поддержка опытного психотерапевта или психиатра, нет необходимости ждать встречи с ними, чтобы начать чувствовать себя лучше. Существует множество того, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы помочь себе совладать с симптомами, снизить тревогу и страх, взять под контроль свою жизнь.

Совет 1-й при помощи себе при ПТСР: двигайтесь
Новейшие исследования показывают, что когда вы по-настоящему фокусируетесь на теле и том, что вы чувствуете во время упражнений, вы можете помочь своей нервной системе выйти из «оцепенения» и из реакции иммобилизации в ответ на стресс.
Любые упражнения, которые вовлекают и ваши руки, и ваши ноги — такие как пешие прогулки, бег, плавание, танцы — оказываются более эффективными, если в процессе их выполнения вы фокусируетесь на том, что чувствуете в теле, а не на том, что думаете. Попробуйте заметить ощущения от ваших ног, когда они сталкиваются с поверхностью при беге, например, или ритм вашего дыхания, или ощущение от ветра, касающегося вашей кожи. Многие люди считают скалолазание, бокс и боевые искусства особенно эффективными, так как эти активности позволяют проще сфокусироваться на телесных движениях — ведь если вы не сделаете этого, вы можете повредить себе что-нибудь.
Активность на природе — такая, как пешие прогулки и маршруты, катание на горных велосипедах, рафтинг, горнолыжный спорт, зарекомендовали себя как активности, помогшие ветеранам справиться с симптомами ПТСР и возвратиться к нормальной гражданской жизни.

Совет 2-й при помощи себе при ПТСР: проводите время с другими людьми
Поддержка других людей критически важна при выздоровлении от ПТСР. Социальное взаимодействие с кем-то, кто заботится о вас, является наиболее эффективным способом успокоить нервную систему, поэтому так важно найти когото, кто окажется способен поддержать вас лицом к лицу.
Многие люди находят, что ПТСР делает их отчужденными, замкнутыми и, когда нервная система находится в состоянии «оцепенения», становится сложно устанавливать связь с другими людьми. Вот несколько советов, что вы можете сделать, чтобы помочь себе воссоединиться с другими:
• Перед тем, как сесть поговорить с другом или любимым человеком, займитесь физическими упражнениями. Думайте об этом как о встряхивании всех блокировок, мешающих приобщиться к людям.
• Если нет возможности заняться физическими упражнениями, найдите тихое место и дайте себе несколько минут перед встречей с другом: пройдитесь вокруг, попрыгайте, подвигайте руками и ногами — другими словами, повертитесь, словно вам три года.
• Это может показаться странным, но вокализация также является отличным способом открыть для вашей нервной системы путь к социальной вовлеченности — даже если вы не поете или считаете, что у вас нет слуха — вы можете просто выпрямившись и чуть разжав зубы, производить звук «мммммм». Изменяйте тон и громкость до тех пор, пока не почувствуете приятную вибрацию в лице.

Совет 3-й при помощи себе при ПТСР: боритесь с чувством беспомощности
Важно напомнить себе, что у вас есть силы и навыки совладания с проблемами, которые помогут вам пройти через сложное время.
Один из лучших способов восстановить свое чувство мощи — помогать другим: станьте волонтером, сдайте кровь в качестве донора, протяните руку помощи другу, сделайте взнос в важный для вас благотворительный фонд. Совершение позитивных действий прямо снижает чувство беспомощности.
Рассмотрите также возможность присоединиться к группе уцелевших при столкновении с той же травмой, что и вы. Группы поддержки при ПТСР могут помочь вам почувствовать себя менее изолированным и одиноким, а также обеспечить бесценной информацией о том, как совладать с симптомами и поработать над своим выздоровлением.

Совет 4-й при помощи себе при ПТСР: заботьтесь о себе
Симптомы ПТСР могут серьезно сказываться на теле, поэтому важно заботиться о себе и развить привычки здорового образа жизни:
• Выделяйте время на расслабление. Техники релаксации, такие как медитация, глубокое дыхание, массаж и йога, могут активировать ответную релаксационную реакцию тела и смягчить симптомы ПТСР.
• Избегайте алкоголя и наркотиков. Когда вы боретесь с трудными эмоциями и травматическими воспоминаниями, может возникнуть искушение помочь себе с помощью алкоголя или наркотиков. Но их употребление ухудшает большинство симптомов ПТСР, включая эмоциональное «оцепенение», социальную изоляцию, озлобленность и депрессию.
• Ешьте здоровую пищу. И соответственно, ограничьте полуфабрикаты, жаренную еду, рафинированный крахмал и сахар — они могут обострить перепады настроения и энергетического уровня в организме.
• Спите достаточно. Недостаток во сне может усиливать злость, раздражительность и удрученность. Настройтесь на 7-9 часов сна каждую ночь. Разработайте успокаивающий ритуал перед сном (послушайте спокойную музыку, посмотрите смешную историю, почитайте что-нибудь доброе) и сделайте свою спальню тихой, затемненной и успокаивающей, насколько возможно.

Профессиональное лечение ПТСР
Лечение ПТСР облегчает симптомы, помогая вам справиться с травматическим опытом. Чем избегать травмы или любых напоминаний о ней, скорее психотерапевт будет поощрять вас вспоминать и выражать ваши эмоции, которые вы чувствовали в момент события, чтобы снизить силу воспоминаний на вашу жизнь. Когда вы ищете психотерапевта, ищите профессионала, который специализируется на лечении травмы и ПТСР.

Авторы статьи: Мелинда Смитс, Лаурен Робинсон, Джин Сигал (переведено и адаптировано из HelpGuide International)
Источник: mentalhelpguide.ru
ЛИТЕРАТУРА по теме психотравм
1. «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я», автор Алис Миллер
2. «Внутренний мир травмы», автор Дональд Калшед
3. «Развитие личности и травма», автор Отто Кернберг
4. «Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление», автор Джеймс Холлис
5. «Эмоциональная женская травма», автор Линда Шиерз Леонард
6. «Пробуждение тигра — исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания», автор Питер А. Левин, Энн Фредерик
7. «Узник иной войны», автор Мэрилин Мюррей
8. «Экстремальные ситуации», автор Малкина-Пых И. Г.
9. «Психическая травма», автор Решетников М. М.
10. «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз», автор Фрэнсин Шапиро
11. «Кризисные состояния», автор Юрьева Л. Н.
12. «Постстрессовые состояния с позиции теории интегральной индивидуальности», автор Шлыков В. И.
13. «Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных условиях (материалы к лекции)», автор Цуканова Е. В.
14. Филатов Ф. Р. Основы психологической помощи детям — жертвам экстремальных ситуаций // Работник социальной службы. 2000, № 3, с. 87-92.
15. Фельденкрайз М. Осознавание через движение, М. – СПб., Университетская книга, 2000.
16. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., Питер, 2001.
17. Соловьева С. Л. Психология экстремальных состояний. СПб., ЭЛБИ, 2003.
18. Смирнов А. В. ПТСР и некоторые базовые убеждения человека.
19. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., Речь, 2004.
20. Пушкарев А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. Изд. Института психотерапии, М., 2000.
ВИДЕО по теме психотравм
Вы можете написать в поисковике youtube.com эти названия:

✓ Психическая травма. Что это такое и как проявляется?
✓ Взрослые Игры — Психологическая травма
✓ Психолог Наталья Кучеренко. Психотравмы. Лекция № 09
✓ Взрослые Игры — Игры, в которые играют люди
✓ Лекция о преодолении психологической травмы. День 1. Часть 1
✓ Лекция о преодолении психологической травмы. День 1. Часть 2
✓ Лекция о преодолении психологической травмы. День 2. Часть 1
✓ Лекция о преодолении психологической травмы. День 2. Часть 2
✓ Лекция о преодолении психологической травмы. День 2. Часть 3
✓ Медитация на снятие психологической травмы, стресса
✓ Психологические травмы
✓ Как понять, есть ли у вас психологическая травма?
✓ Психические травмы. Виктория Винтер, Сергей Крутов
✓ Детские травмы взрослых. Исцеление. Лекция Владимира Нужного
✓ Как избавиться от детских травм? Рецепты исцеления
✓ Мэрилин Мюррей. Психология детской травмы: внутренний ребенок и внешний человек
✓ Медитация. Исцеление внутреннего ребенка
✓ Исцеление денежных травм
✓ Нарциссическая травма в перспективе работы гештальт-терапевта. Елена Петрова
✓ Лекция Н. Соловьевой. Психологическая травма. Часть 1
✓ Лекция Н. Соловьевой. Психологическая травма. Часть 2
Арт-терапия на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной работы консультант/арт-терапевт работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В некоторых случаях исключением может быть работа с ребенком в присутствии родителя.

Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в процессе взаимодействуют не только с консультантом/арт-терапевтом, но и друг с другом.

Далее рассмотрим подробнее рекомендации к данным формам арт-терапевтической работы.
Индивидуальная арт-терапия
Достоинством индивидуальной работы является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая.
Все внимание консультанта/арт-терапевта направлено только на одного человека.

Индивидуальная арт-терапия удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид работы не так эффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной работы являются следующие:
- добровольное согласие на получение такой помощи;
- доверие клиента к психологу;
- активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
- право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого консультанта/арт-терапевта к самоактуализации и личностному росту. Освоение любых практик необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Рекомендовано выбирать форму индивидуальной арт-терапии в следующих случаях:
- когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;
- когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;
- когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;
- когда у клиента выявлена сильная тревожность;
- когда выявлена сильная заторможенность;
- при неуверенности в себе;
- при необоснованных страхах;
- при проблемах недостаточного осознания самого себя;
- при утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.
Конкретные задачи индивидуальной арт-работы
1. Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект).
Во время индивидуальной работы на основании анализа своей биографии клиент может:
- осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
- осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
- осознать связь между различными психогенными факторами и соматическими расстройствами;
- осознать меру своего участия в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
- осознать глубокие причины своих переживаний и способах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений.
2. Эмоциональная сфера.
В индивидуальной работе мы имеем дело как с "живыми" эмоциями клиента, так и с их "отражением", поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием.
В процессе работы клиент может:
- получить эмоциональную поддержку от консультанта/арт-терапевта, способствующую ослаблению защитных механизмов;
- научиться понимать и вербализовать свои чувства;
- испытывать более искренние чувства к самому себе;
- раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

3. Поведенческая сфера.
Клиент может научиться корректировать свои неадекватные реакции и овладеть новыми формами поведения.
Установление контакта с клиентом
Согласно гуманистическим традициям положительная установка к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

1.Безусловное принятие личности другого означает принятие клиента таким, каким он есть, без восхваления и порицания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает для себя возможным, независимо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность консультанта выслушать другого человека и принять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым или мнением консультанта.

2.Способность быть самим собой (аутентичность) предполагает честное отношение к себе, отражение своей противоречивости, сложности и неоднозначности, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли и намерения. Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его ненадежности.

Если у консультанта нет внутренней готовности решать проблему клиента, то ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. В любом случае откровенное признание консультантаом в своих сомнениях и затруднениях укрепляет его контакт с клиентами.

3.Виды контакта:

- Вербальный контакт.
Весьма условно средства поддержания вербального контакта можно разделить на прямые и косвенные.
К первой группе относятся формы обращения к человеку, которые направлены на установление с ним доверительных и откровенных отношений (подбадривание, выражение поддержки и т.д.).
Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является обращение к клиенту по имени.
Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта - выражение согласия и поддержки, высказываемые психологом в то время, когда он внимательно слушает клиента.

- Невербальный контакт.
Значение невербального контакта достаточно широко описано. Во время взаимодействия клиент и консультант находятся в своеобразном телесном контакте, использование которого также повышает эффективность рабочего процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и поведение консультанта. Так, если консультант напряжен - ощущение напряжения и неуверенности передается собеседнику, который неосознанно принимает позу, аналогичную позе профессионала.
Наличие такого контакта предоставляет огромные возможности для консультанта, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него - расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени постарается повторить ее.
Правила и установки, позволяющие структурировать процесс индивидуальной арт-работы и сделать его более эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций.
Человеческие проблемы только на первый взгляд могут показаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, поэтому проблемы в действительности являются уникальными и соответственно каждое воздействие консультанта уникально и неповторимо.

2. В процессе работы консультант и клиент постоянно изменяются сообразно их отношениям (не может быть статичных ситуаций).

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому следует помочь ему принять на себя ответственность за их решение.
Видение собственных проблем клиентом не менее, а, может быть, более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе работы чувство безопасности клиента важнее, чем требования арт-терапии.
Таким образом, неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента

5. Стремясь помочь клиенту, арт-терапевт обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой встречи. Решение проблем, а также успех арт-коррекции не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую - это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный специалист знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответствен за соблюдение правил этики и работы на благо клиентов.

8. Некоторые проблемы в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины, принятие утраты).
В таких случаях специалист должен постараться помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективная арт-терапия - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.
Групповая форма арт-терапии
Специфика групповой арт-терапии заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и ведущего, в арт-терапевтическихх целях.

Фактически это тренинговые группы - специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

ВАЖНО! Противопоказаниями для групповой работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
- развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах (К. Рудестам, 1993)
- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

- группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

- в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

- группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

- групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).
Основные принципы работы в группе
"Здесь и теперь"
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

Искренность и открытость
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

Принцип Я
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

Активность
В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

Конфиденциальность
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
Личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
- уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Возможные результаты арт-терапевтической работы
В зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:
- усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям;
- развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта;
- изменение отношения к себе и к окружающему миру;
- приобретение способности заботиться о себе, самостоятельно решать свои проблемы, делая выбор, принимая решения и неся за них ответственность;
- улучшение понимания проблемы, себя, окружающих и т.д.;
- изменение эмоционального состояния (разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т.д.);
- способность принять решение;
- способность осуществить принятое решение;
- подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
- получение поддержки;
- приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
- поиск и изучение альтернатив;
- получение практической помощи
- развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
- получение информации;
- новое реагирование на действия других людей и ситуацию
Методические пособия
Все книги по арт-терапии в папке здесь
Современный подход в психологии предполагает, что внутриличностные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия имеют один источник и связаны настолько, что мы не можем четко разграничить это.

Хотя, действительно, в индивидуальной работе мы акцентируем внимание на внутренних проблемах человека, но при этом предполагая все-таки, что проявляются эти проблемы именно в общении с другими людьми.

И по сути, в основании любого запроса к психологу/терапевту, как правило, лежат именно неудовлетворенные потребности в отношениях.

Если опираться на гуманистический подход в психологии, то с темой потребностей всегда будет связана тема чувств. Современный человек достаточно далек от этого, есть даже такое расстройство как алекситимия - состояние, при котором человек не способен описать и понять свои чувства и эмоции.

Далее вам предлагается материал, помогающий лучше ориентироваться в теме чувств. Это поможет лично вам развивать свой эмоциональный интеллект, так и прояснять определенные детали с клиентами.
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА
Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит.

В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

Основы теории эмоций изложены шестью постулатами

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.

Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.

Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.

Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.

Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.

Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.

Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.

Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.
Гипотетические модели приведены в таблице 1:
Таблица 1. Cтимул - эффект
4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул (табл. 1).

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).
Таблица 2. Эмоции и их производные
Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит.

Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА

МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ

  1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
  2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
  3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
  4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
  5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:

  • игнорироваться или не восприниматься;
  • будучи воспринятой, забываться;
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

  • Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
  • Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации - это вытеснение и подавление.
  • По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации - это рационализация.
ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

  1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
  2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.
Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (см. цветную схему).
Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ

Диспозиция мании.
Ведущая эмоция - радость, потребность к избытку приятных стимулов - гедонизм. Защита - реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью «Super - Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим - отвратительно».
Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.

Диспозиция истерии.
Ведущая эмоция – принятие. Защита – от­рицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются). Импульс - не замечай этого. Переоценка стимула не происходит, стимул не замечается.
Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

Агрессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс - напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».
Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

Диспозиция психопатии.
Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».
Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации - повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь.

Депрессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...».
Защитное поведение в норме: постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.

Параноидальная диспозиция .

Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».
Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Пассивная диспозиция.
Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».
Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

Обсессивная диспозиция.
Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо».
Защитное поведение в норме: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

Статья-источник