МАТЕРИАЛЫ курса
Архетипы
Блок 1
Материалы к Блоку 1
Архетипы по Юнгу
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Архетип персона
Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип тени
Юнг называет его «анти-Я». Это те черты характера, которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки. Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип Анима
Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус
Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус. Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.️

Архетип самости
Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.

Архетип мудреца
Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип матери
Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка
Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы
Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута
Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве. Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АРХЕТИП И СИМВОЛ
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
ОБ АРХЕТИПАХ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Статья первоисточник здесь
Этапы Индивидуации:
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Первый шаг заключается в раскрытии Персоны. Необходимо сорвать с нее маску. Тогда удается обнаружить, что то, что казалось индивидуальным, оказалось коллективным. Персона нереальна: это компромисс между индивидом и обществом относительно того, чем человек должен быть. Он принимает имя, добывает титулы, звания, представляет свое учреждение. Он то- то, то- другое. Это все реально, но для личности — это продукт компромисса, в осуществлении которого другие принимают часто большее участие, чем сам носитель Персоны.

Второй шаг — встреча с Тенью. Если мы признаем реальность Тени и отличаем себя от нее, то сможем освободиться от ее влияния. Мы сможем также ассимилировать материал личного бессознательного, который организован вокруг Тени.

Третий шаг — встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальным лицом, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. «Рассматривайте ее [Аниму] как личность, если хотите, как пациентку или как богиню, но в любом случае — как что-то существующее. Вы должны разговаривать с ней, чтобы увидеть, что оно такое, чтобы понять ее мысли и характер».

Четвертый шаг индивидуации — развитие самости. Самость — «это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью…» Самость становится новым центром Души. Она создает единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал.

Юнг пишет: «Человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа, кажется, направляет нас. Только из этой точки могут быть удовлетворены наши нужды».

Индивидуация — не всегда легкая и приятная задача. Сначала это опасность отождествления себя с Персоной. Тогда человек старается быть слишком «совершенным», неспособным принять свои ошибки и слабости, подавляет те тенденции, которые ей не соответствуют, и проецирует их на других.

Тень также может препятствовать индивидуации. Люди, которые не знают своей Тени, легко поддаются вредоносным импульсам. Делать дурное рационализируется. Неосведомленность о Тени часто приводит к ультраморализму и проецированию Тени на других. Анима может сделать мужчину эмоционально переменчивым.

Анимус может сделать женщину ригидно придерживающейся иррациональных убеждений (упрямство).

Есть опасность быть полностью поглощенным бессознательным материалом. Как в сказках, чем ближе к цели, тем больше препятствий. Когда индивид имеет дело с Анимой или Анимусом, высвобождается большое количество энергии. Она может использоваться для укрепления «ЭГО», а не для развития самости. Такие люди пытаются быть больше или меньше, чем они есть на самом деле: больше, потому что начинают верить, что стали совершенными, святыми; меньше, потому что теряют связь со своей человеческой сущностью, не понимая, что нет совсем непогрешимых, мудрых и безупречных.

В других источниках говорится о том, что сначала идёт интеграция Персоны и Тени, потом Анимы и Анимуса, а позже Эго приходит к Самости. И человек словно пробуждается и вспоминает «самое себя»
Классификация архетипов Ребенка
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Прочитав эту классификацию, вы будете иметь представление о том, сколь разнообразными могут быть «Внутренние дети». Так же вы поймете, каким образом детский опыт может влиять на вашу жизнь.
Классификацию американского психолога Karolin Myss. Она с одной стороны метафорична, но с другой дает очень яркое представление о разных проявлениях внутреннего детского опыта, и о его влиянии на жизнь вполне взрослого человека. Karolin Myss, упоминает несколько разновидностей Архетипа Ребенка. Каждый из них имеет как ресурсную сторону, так и теневую (или проблемную).

1. Раненный Ребенок
Архетип Раненного Ребенка содержит воспоминания о злоупотреблении, пренебрежении, и других травмах, которые мы пережили в детстве. Многие люди обвиняют отношения с своими родителями во всех последующих дисфункциональных отношениях.
▫️ Положительная часть этого архетипа в том, что болезненные события, свойственные этому архетипу часто пробуждают глубокое чувство сострадания и желание помочь другим Раненным Детям. Как духовная перспектива этого архетипа - изучение дороги прощения.
▪️Теневой аспект может проявиться как постоянное чувство жалости к себе, тенденция обвинить своих родителей в любых текущих сложностях и сопротивляться развитию через прощение. Это может также принуждать нас искать родительские фигуры во всех трудных ситуациях вместо того, чтобы положиться на свою собственную изобретательность.

2. Сирота или Брошенный ребенок
Золушка, Элиза (Дикие лебеди), Дюймовочка, Настенька (Морозко) и даже Гарри Поттер - это отображения архетипа Брошенного Ребенка или Сироты. Эти образы отражают души людей, которые чувствуют от рождения, что они не являются частью своей семьи, не включены в душу рода.
▫️ Из-за того, что Сиротам нет доступа в круг семьи, сначала они должны развить в себе независимость. Отсутствие семейных влияний, отношений, и традиций вдохновляет или вынуждает Брошенного Ребенка строить внутреннюю действительность, основанную на личном суждении и опыте.
▪️ Теневой аспект Сироты проявляется в том, что они не расстаются с ощущением покинутости, и это душит их процесс развития. В результате они ищут замещающие семейные структуры, чтобы испытать племенной союз. Терапевтические группы поддержки становятся теневыми семьями для Брошенного ребенка, который должен понять, что для исцеления этих ран требуется движение к взрослой жизни.

3. Волшебный или Невинный Ребенок
Этот архетип воплощен в исторической фигуре Анны Франк и литературном персонаже Крошке Тиме из Диккенсовского «Рождественского гимна».
▫️ Волшебный Ребенок видит потенциал священной красоты во всех вещах, и несет в себе качества мудрости и храбрости перед лицом трудных обстоятельств. Этот архетип одарен с силой воображения и верой, что все является возможным.
▪️ Теневой Волшебный Ребенок проявляется как отрицание возможности чудес и превращения зла в добро. Пессимизм и депрессия, особенно в мечтах, часто появляются при травматизации Волшебного Ребенка. Его фантазии о прекрасном и долгожданном "однажды..." считали глупостью циничные взрослые. Тень может также проявиться как вера в то, что энергия и действие не требуются, пустив полет фантазии можно всего достичь.

4. Божественный Ребенок Похож на Волшебного или Невинного Ребенка, но отличается своей искупительной миссией.
▫️ Связан с невиновностью, чистотой, и искуплением, имеет качества Бога. Имеет особую связь с Божественным.
▪️ Тень Божественного Ребенка в неспособности защитить себя от негативных сил. Спросите, видите ли Вы жизнь глазами доброжелательного, доверчивого Бога/Богини, или имеете тенденцию реагировать на других опасаясь ущерба. А может быть, вы имеете тенденцию причинять боль другим, дабы не пострадать от них?

5. Природный Ребенок
Вдохновленного глубинной, близостью с природными силами, Природного Ребенка отличает склонность к дружбе с животными.
▫️ Несмотря на ранимость и эмоциональность, Природный Ребенок может иметь внутреннюю стойкость. Он может развить способность общаться с животными (в историях, отражающих этот архетип, животное часто приходит ему на помощь). Многие ветеринары и активисты защиты прав животных, возможно, переживали присутствие этого архетипа, в форме контакта с животными, с самого детства. Другие взрослые описывают свою способность войти в унисон с настроениями природы, исследуя возможности жить и работать в гармонии с ней, они уважают окружающую среду и относятся к ней бережно.
▪️ Теневой аспект Природного Ребенка проявляется в тенденции насилия над животными, людьми, и окружающей средой.

6. Вечный Ребенок
▫️ Вечный Ребенок, иногда Puer (Мальчик) или Puella (Девочка), ведет нас к тому, чтобы остаться навсегда молодыми в теле, мыслях, и духе, и не позволять физическому возрасту мешать нам жить.
▪️ Теневой Вечный Ребенок часто проявляется в неспособности к зрелости и возложению ответственности взрослой жизни на свои плечи. Как Питер Пен, сопротивляется окончанию жизненного цикла, он может жить свободным от границ обычной взрослой жизни. Тень может проявиться в женщинах как чрезвычайная зависимость от тех, кто взял ответственность за их физическую безопасность. Она не может принять свой процесс старения.

7. Зависимый Ребенок
▪️ Нуждающийся или Зависимый Ребенок несет в себе тяжелое чувство, в котором ему всегда чего то не хватает, он всегда стремится вернуть что-то потерянное в детстве, хотя точно не знает что это. Как и у Раненного Ребенка, это приводит к депрессии, только более серьезной. Зависимый Ребенок имеет тенденцию быть сосредоточенным на своих потребностях, и часто неспособен видеть потребности других.
▫️ Как со всеми очевидно негативными архетипами, Вы можете учиться признавать его появление и использовать как сигнал, дабы, противостоять риску уйти в себя, начав заниматься саможалостью.
Домашнее задание №1
Аудиозапись задания по исследованию своей теневой стороны

Кратко: берем любого персонажа, который нам нравится и выписываем его характеристику через эпитеты (прилагательные) - какой он/она?

Далее - пишем полную противоположность этим качествам.

Знакомимся со своей Тенью ;-)
Дополнительно к Блоку 1
Архетип Нищего
дополнительный архетип, который есть у нас в родовом и национальном бессознательном
Блок 2
Мужские и женские архетипы
Персона и Тень каждого архетипа
МУЖСКИЕ АРХЕТИПЫ
Домашнее задание №2
Аудиозапись задания по мужским архетипам

1 вариант - взять любые 3 мужских архетипа и подобрать в ним героев книг/кино/известных личностей
2 вариант - взять одного героя, понятного и интересного вам - и разобрать его по разным архетипам: чего в нем больше, чего в нем меньше.

Выбирайте любой вариант.
ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ
Архетипы Богинь
Домашнее задание № 3 (первая часть)
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Прочтите сначала инструкцию, потом можете определиться: записать ли себе эту инструкцию своим же голосом на диктофон или будете подглядывать в вопросы во время упражнения.

Прошу вас взять четыре листа бумаги и написать на каждом по одному слову: «тело», «ум», «чувства» и «интуиция».

Далее следует встать и положить эти листы вокруг себя таким образом:
ум - спереди вас,
тело – справа,
чувства – слева,
интуиция – позади,


после чего самой встать в центр.

Далее закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться, расслабьте ваше тело, отпустите мысли, наблюдайте за вашим дыханием, просто наблюдайте как холодный воздух проникает в вас на вдохе и выходит теплым на выдохе, расслабьтесь, отпустите все, ваше внимание занимает только ваше дыхание…

Можете включить приятную медитативную музыку для расслабления.

Далее необходимо сделать шаг вперед в положение «Ум».
Теперь вы ум «этого человека» (свой соответственно), ответь: как ты выглядишь, кто ты или что ты, как это – быть умом этого человека, что ты хотел бы сказать ему сейчас, как он относится к тебе, что бы ты посоветовал этому человеку, скажи ему то, что он не видит.

Теперь возвращаемся в центр, становимся собой, цельными и обращаем внимание на дыхание, вдох-выдох…
Далее следует переместиться вправо – в положение Тело … задать себе вопросы: какое я тело? какого человека? как он/она обо мне заботиться?
И так далее…

В конце из центра хорошо молча сесть и сделать записи. И поделиться ими со мной в личку - я смогу их анонимно скинуть в этот чат) Либо, если нет стеснения - сразу кидайте в общий чат
Домашнее задание № 3 (вторая часть)
Исследование через расстановки вашей Анимы и богинь, живущих в вашем бессознательном
Архетипы земной женщины
из славянской культуры
Чистые женские архетипы встречаются достаточно редко.
Гораздо чаще мы встречаем женщин, проявляющих преимущественно какой-то один архетип, но в тех или иных условиях демонстрирующих поведение, соответствующее другому архетипу.

Четыре архетипа — это четыре различных вида женских энергий, которые существуют в нашем пространстве. Вместе они составляют некий идеальный образ земной женщины.
дополнительно предлагаю изучить про ещё одну богиню:
Блок 3
Домашнее задание № 4
Арт-исследование образов 12 архетипов из вашего бессознательного
Блок 4
Путь героя и Таро
Как этапы архетипа Пути героя раскрываются через Старшие арканы Таро:

Шут - Маг - Жрица - Императрица - Император - Иерофант - Влюбленные - Колесница - Сила - Отшельник - Колесо Фортуны - Справедливость - Повешенный - Смерть - Умеренность - Дьявол - Башня - Звезда - Луна - Солнце - Суд - Мир

(аудиозаписи нескольких дней соединены в единое целое)
Блок 5
Последнее домашнее задание
(кликнуть, чтобы развернуть текст)
Шаг 1.
Прослушав Архетип Пути, взять бумагу и ручку, сделать самостоятельно 12 карточек с этапами Пути - перемешать. Разложить по кругу в комнате(«рубашкой» вверх, естественно). Встать в центр. Подышать и успокоиться. И почувствовав «поле», выбрать одну из карточек. Не открывая ее, подумать - какой это этап может быть: «на каком этапе своего Пути я сейчас?». Только после сознательного ответа - открыть карточку. Если совпало - поздравляю! Вы круто «прокачаны» в чувствовании и осознании себя.

Шаг 2.

Если карточка не та - встаньте снова в центр и попробуйте теперь искать, где Та, о которой вы сознательно думали, что это ваш этап. Направляясь из круга каждый раз к новой карте - следите и наблюдайте за телом. Когда найдёте Ту - зафиксируйте, какая она по счету (из 11 получается). Проанализировав телесные ощущения в том числе, проанализируйте - «почему я, мое эго, выбирают таким образом?» - какой это сценарий, ваш ли он.

Шаг 3.
Вернитесь к той, на которую потянуло тело. Подумайте, что это за ваш путь героя. Как это связано с текущей вашей жизнью.

Шаг 4.
Мне в личные сообщения желательно скинуть про все этапы Пути.
Задам вопросы наводящие, если будет тупик.
И помогу вообще проанализировать все задания перед этим главным - сложить мозаику.
Ваше имя, фамилия
Ваши результаты упражнений, вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности